История и Пророчества

Период Первой республики во Франции. Вожди революции якобинцы Марат и Робеспьер.

В июне 1791 Людовик XVI тайно бежал из Парижа, но был арестован и лишен власти. Среди якобинцев – одного из политических клубов того времени, имевших представительство в Национальном Собрании, начинают распространяться республиканские идеи. Под давлением король подписал 14 сентября 1791 конституцию, превращающую Францию в конституционную монархию. Учредительное собрание было переименовано в Законодательное собрание.

К этому времени в Собрании сформировалось три крупные фракции: фельяны (монархисты), жирондисты и якобинцы. Якобинцы (фр. jacobins) – участники политического клуба эпохи Великой французской революции, установившие свою диктатуру в 1793–1794 годах. Сформировались в июне 1789 на базе бретонской фракции депутатов Национального собрания. Получили своё название от клуба, находившегося в доминиканском монастыре святого Якова. В число якобинцев входили прежде всего члены революционного Якобинского клуба в Париже, а также члены провинциальных клубов, тесно связанных с основным клубом.

Робеспьер, заклятый враг христианства
Робеспьер, заклятый враг христианства

Партия якобинцев включала правое крыло, лидером которого был Дантон, центр, возглавляемый Робеспьером, и левое крыло, во главе с Маратом (а после его смерти Эбером и Шометом). Якобинцы (преимущественно сторонники Робеспьера) участвовали в Конвенте, а 2 июня 1793 года совершили государственный переворот, свергнув жирондистов. Их диктатура продлилась до переворота 27 июля 1794 года, в результате которого Робеспьер был казнён. Во время своего правления якобинцы провели ряд радикальных реформ и развернули массовый террор.

Сбывшееся предсказание Нострадамуса о неудавшемся бегстве Людовика XVI и Марии-Антуанетты было не единственным пророчеством в книге «Центурии» и других его трудах, которые относились к революции 1789 года и последующим событиям 1790–1815 годов. Действительно, доминирующей в «Центуриях» является тема Французской революции. Из почти 1000 четверостиший последнего издания этого необычного произведения по меньшей мере 40 могут быть отнесены к истории периода Первой республики и сменившей ее Империи Наполеона.

Хотя эта цифра не превышает 4% от общего числа катренов книги, но если учесть, что продолжительность данного периода составляет всего четверть столетия, а книга охватывает эпоху от времени жизни самого предсказателя до 3000 года, то нельзя не согласиться, что указанная цифра составляет высокий процент пропорциональности.
Не все из 40 «революционных» катренов являются столь же подробными, как катрен 20 Центурии IX или другие предсказания. Часть из них носит весьма общий характер, а потому их можно с равным успехом отнести как к революции, так и к другим событиям французской истории, которым еще только предстоит свершиться. Кстати сказать, Нострадамус. был большим мастером так формулировать предсказания, что их можно отнести более чем к одному событию.

Смерть вождя якобинцев Жан-Поля Марата
Смерть вождя якобинцев Жан-Поля Марата

Типичным примером может служить катрен 23 Центурии VI, который гласит:
«Деньги обесценены из-за духа королевства,
Люди взбунтуются против своего короля,
Снова заключат мир, священные законы будут разрушены.
Никогда еще Рапиж [анаграмма Париж] не претерпевал таких бедствий».
Этот стих подходит к событиям начального периода Французской революции точнее, чем к какому-либо иному периоду истории Франции. Однако это четверостишие может содержать двойное или даже тройное пророчество, оно может быть применимо также к событиям, имевшим место при несовершеннолетнем Людовике XVI, или даже к событиям нашего будущего. Другое двойное пророчество содержится в катрене 53 Центурии I. Его можно соотнести со сходными событиями, явившимися следствием революций во Франции и России. Четверостишие гласит:

«Мы увидим терзаемый муками великий народ,
Священный Закон будет растоптан.
Христианство подавлено другими законами,
И будет найден новый источник золота и серебра».

Это четверостишие может быть отнесено к подавлению католицизма во Франции в начале 1790-х годов и к страшным гонениям на православную церковь в России после большевистской революции 1917 года. Последняя строка пророчества может также относиться к событиям Французской и Русской революций, в период которых было напечатано огромное количество бумажных денег, не имевших никакой ценности. Было ли двойное значение этого четверостишия заложено в него самим Нострадамусом, или же толкователи намеренно искажают смысл стихов, искусственно подгоняя их под определенные события? Ответ на первый вопрос может быть положительным, в то время как на второй вопрос можно вполне однозначно ответить «нет», поскольку Нострадамус дает еще одно предсказание обеих революций в двух строках четверостишия, следующего за процитированным выше катреном

«Две революции будут вызваны сеющим зло косцом,
Приведут к изменениям в царствах и столетиях...»

Здесь под косцом, сеющим зло, прорицатель подразумевает планету Сатурн – «Великого Злодея» астрологии XVI века, символами которого являются песочные часы и коса. В этих строках содержится намек на то, что обе революции – и в России, и во Франции – произошли в конечном счете в результате влияний Сатурна.

Нострадамусу принадлежит еще одно предсказание, относящееся к преследованию католицизма во Франции в начале 1790-х годов, которое содержится в катрене 44 Центурии I. Он гласит:

«Вскоре возродятся жертвоприношения,
А их противники примут муки,
Не будет больше монахов, аббатов и послушников,
Мед будет стоить больше, чем воск».

Традиционно стоимость воска больше стоимости меда, содержащегося в воске, то есть последний стих означает, что цена воска понизится в период преследования религии, поскольку спрос на него упадет вследствие прекращения производства свечей для церковного обихода. Предыдущая строка относится к гонениям на монастыри и другие религиозные организации в соответствии с Конституцией 1790 года и правовыми инновациями Французской революции. Тех же, кто противился этим изменениям, замучили, как и предсказано.
Упоминание о языческих жертвоприношениях, открывающее четверостишие, относится к псевдорелигиозным обрядам, которые были временно введены во Франции благодаря радикально настроенным революционерам. Самыми примечательными из них были чествование «богини Разума» (10 ноября 1793 года) и абсурдный «Праздник высшего бытия», который выдумал Робеспьер. Максимилиан Робеспьер (1758 – 1794), известный современникам как Неподкупный – один из лидеров Великой Французской революции, глава якобинцев. Член Законодательного собрания с 1789 и Конвента с 1792. В 1793 фактически возглавил Комитет общественного спасения и развернул террор против врагов революции. 27 июля 1794 (9-го термидора) был свергнут и на следующий день вместе с соратниками казнён на гильотине.

Робеспьер, дорога на гильотину
Робеспьер, дорога на гильотину

Если многие четверостишия «Центурий» представлялись непонятными для ранних толкователей Нострадамуса, то постепенно, по прошествии исторических событий, смысл их прояснялся. Одно из таких четверостиший (катрен 34 Центурии IX) гласит:

«Супруг, одинокий, получит митру,
По его возвращении произойдет схватка на плитах,
Один достойный будет предан пятью сотнями.
Нарбон и Сольс, у нас будет масло для ножей».

Нарбон вполне может означать как городок так и очередной неологизм Нострадамуса, так же как необычная версия слова tiles (черепица, изразец, плитка). Во всяком случае, ни одному толкователю не удавалось разъяснить смысл предсказания на протяжении 250 лет после его первой публикации. Один исследователь Нострадамуса в XVII веке сделал смелую попытку дать свою интерпретацию этого стиха. Истолковав слово thuille как искаженное французское слово, означающее черепицу, он перевел стих следующим образом:

«Разлученный супруг будет носить митру,
Вернувшись, чтобы сражаться, он пройдет по черепице,
Один достойный человек будет предан пятью сотнями,
Нарбон и Сальс будут иметь масла в избытке».

Его объяснение было таким: «Стих означает, что некий женатый человек будет разлучен со своей супругой. Он достиг определенного духовного сана... Возвратившись и совершив какое-то деяние, он будет встречен врагами и сражаться с ними и попытается бежать по черепице крыши. Человек высокого звания будет предан пятью сотнями своих подданных. Когда все это произойдет, в Нарбоне и Сальсе будет выработано большое количество масла». Весьма складная, но довольно неправдоподобная интерпретация. Представляется невероятным, учитывая церковные порядки того времени, чтобы «разлученный» супруг мог быть возведен в высокий духовный сан, а затем сражаться и бежать от своих преследователей.

Однако в 1791 и 1792 годах бывший до того неясным смысл данного стиха стал совершенно очевидным. В июне 1791 года король Франции Людовик XVI и его супруга Мария-Антуанетта сделали попытку бежать из революционной Франции. Побег сорвался почти в самом начале. Была схвачена вся королевская свита, вместе с королем и королевой ехавшая в невероятно громоздкой и жутко грохочущей карете, которая неминуемо должна была привлекать внимание всех встречных. В маленьком местечке Сен-Менеул человек по имени Друэ заметил, что внешность одного из сидящих в карете очень сильно напоминает лицо короля, изображенное на 50-ливровых банкнотах (бумажных деньгах, обеспеченных захваченными у церкви землях). В Варенне вся компания была схвачена и взята под арест во многом благодаря усилиям некоего Сольса, бакалейщика, продавца свечей и масла. Здесь возникает совершенно отчетливая ассоциация с последними строками четверостишия, в которых есть упоминания и имени Сольс, и масла. В отношении «митры» существует следующая весьма точная ассоциация с бегством Людовика и последовавшими за ним событиями. Первая строка гласит: «Одинокий супруг получит митру», а после возвращения из Варенна король действительно надел «митру» и оказался одиноким (разлученным) – в политическом смысле он становился все более изолированным как от своих советников, так и от супруги Марии-Антуанетты, которая сама была марионеткой в руках своего реакционного советника шведского графа Ханса Акселя фон Ферзена, политическое влияние которого было огромным.

Осада и разграбление Тюильри
Осада и разграбление Тюильри

Король в буквальном смысле получил «митру» 20 июня 1792 года, когда ворвавшаяся в Тюильри толпа заставила монарха надеть красный колпак – символ свободы во времена Французской революции, сшитый на манер античного «фригийского колпака». Что же тогда означают следующие строки катрена, говорящие о какой-то схватке на черепице и о том, что пятьсот человек предадут достойнейшего из них? Как будет рассказано боевые действия, имевшие место 10 августа 1792 года при взятии дворца Тюильри, закончились свержением короля. Строительство этого дворца, насколько известно, даже не планировалось во времена первой публикации «Центурий» Нострадамуса. Однако на месте, где был воздвигнут дворец, по преданию, когда-то стояла по меньшей мере одна печь для обжига черепицы – отсюда thuille (плитка, черепица). Итак, борьба происходила у «черепичной печи» после неудачного бегства Людовика XVI и его возвращения в Париж. На том месте, где два столетия назад обжигали черепицу для крыш парижских домов, новая идеология якобинцев проходила «обжиг» в огне баталий Французской республики. А кем были те пять сотен, которые предали «одного достойного»?
Под единственным «достойным» подразумевался, безусловно, король, а теми «пятью сотнями», предавшими его, по всей вероятности, были так называемые марсельские федералы, принимавшие участие в боях за Тюильри, ибо, согласно утверждениям историка XIX века Луи Тьера (1797-1877), «их было пятьсот человек».

Катрены и пророчества Нострадамуса о событиях мировой истории