История и Пророчества

Кальвинисты. Католицизм и протестантизм.

Во времена Нострадамуса по всей Европе шли ожесточенные теологические диспуты. Обсуждалось, в частности, толкование таких понятий, как свобода воли человека и предопределение. Спорили по поводу того, как все же во время причастия Христос присутствует в хлебе и вине. Дискутировался и вопрос о первосвященстве папы римского. Подобные дебаты нередко были связаны с амбициями различных династий и экономическими интересами определенных стран и кланов.

Кальвин в Совете Женевы
Кальвин в Совете Женевы, 1549г.

Например, борьба кальвинистов и других протестантов в Нидерландах за свободу вероисповедания была связана как с началом пробуждения национального самосознания (в результате чего возник в этих землях всеобщий протест против «испанского ига», то есть владычества королей Испании), так и с международными экономическими трениями.

Те северные территории Европы, где расположена современная Голландия, постепенно становились важным торговым центром континента, в то время как роль Антверпена упала. Признавая значимость чисто политических и экономических факторов, нельзя все же не согласиться с тем, что решающую роль играли религиозные противоречия.

Будучи человеком своего времени и убежденным католиком, Нострадамус пытался интерпретировать события ближайшего будущего не только с точки зрения религии вообще, но именно с позиций католической церкви. Его убеждения прослеживаются почти во всех катренах, хотя бы косвенно относящихся к церковной жизни, но нигде, пожалуй, они не высказаны столь откровенно, как в катрене 67 Центурии III:

«Новая секта философов,
Презирающих смерть, почести, золото и другие богатства,
Их не сдержат горы Германии,
Их последователи будут многочисленны».

В наши дни это предсказание звучит почти для всех довольно туманно. Но для католиков, прочитавших его три или четыре десятилетия спустя после первой публикации, оно явилось печально сбывшимся пророчеством относительно того, сколь быстро доктрины Кальвина (на латинском «кальвинус» означает буквально «лысый человек») распространились из немецкоязычного центра кальвинизма в Женеве по всей территории Европы.

Глава протестантов Мартин Лютер
Глава протестантов Мартин Лютер

Некоторые доктрины родились, впрочем, и в Лозанне, что Нострадамус и предсказал – не слишком изящно – в первой строке катрена 10 Центурии VIII, написав, что оттуда будет распространяться «жуткое зловоние» – плоды деятельности одного из учеников Кальвина, Теодора Беза. Убеждения Нострадамуса как яростного приверженца католицизма были столь прочны, что он без всяких колебаний допускал в своих предсказаниях относительно протестантизма даже элементы клеветы.

Нострадамус, например, совершенно напрасно приписывал всем протестантам крайне экстремистские взгляды, которых на самом деле придерживалась лишь незначительная их часть. Некоторые комментаторы Нострадамуса даже предполагали, что он нарочно опубликовал ложные предсказания относительно массового отречения от протестантизма и возвращения в лоно католической церкви. В качестве примера подобной фальсификации указывался, например, катрен 76 Центурии III:

«В Германии возникнут различные секты,
Напоминающие времена счастливого язычества.
Сердца будут пленены и оскудеют.
Но в конце концов они выплатят настоящую церковную десятину».

Исследователи наследия Нострадамуса, впрочем, полагают, что его нельзя винить в какой-либо фальсификации, а процитированное выше четверостишие касается языческих сект, появившихся на севере Европы гораздо позже, в период 1890-1945 годов.

Хотя в свое время Нострадамуса подозревали в ереси, он все же был верным сыном церкви, регулярно присутствовавшим на мессах и исполнявшим все религиозные обряды.

Некоторые авторы полагают, что неистовый католицизм Нострадамуса был притворным – лишь способом укрыться от нежелательного внимания со стороны церковников, а в действительности его религиозные воззрения были в высшей степени неортодоксальными, вплоть до признания перевоплощения.

В доказательство таких утверждений они цитировали катрен 13 Центурии II, где говорится:

«Тело без души больше не будет принесено в жертву.
В день смерти оно возродится.
Божественный дух сделает душу счастливой,
Видя вечность Слова».

Первая строка этого четверостишия говорит, по мнению скептиков, о том, что Нострадамус отвергал христианскую доктрину телесного воскресения, в то время как второй стих указывает на его веру в перевоплощение. Подобные доводы вызваны непониманием смысла процитированного четверостишия, содержание которого совершенно канонично. Все, что хотел выразить провидец в этом четверостишии, была вера в спасение, и его стихи могут быть перефразированы следующим образом:

«После моей смерти мое тело не будет присутствовать на таинстве мессы,
Но моя душа возродится на небесах,
Где я узрю вечность вместе со Святым Духом».

Казалось бы, не стоит сомневаться в католических воззрениях Нострадамуса, но в то же время ему, как и некоторым другим оккультистам, традиционные религиозные верования отнюдь не противоречили его занятиям ритуальной магией и другими запрещенными науками и искусствами.

Катрены и пророчества Нострадамуса о событиях мировой истории