История и Пророчества

Пророчества Нострадамуса о начале второй мировой войны

Называя лидера нацистов «хищной птицей, летящей влево», в катрене 34 Центурии I Нострадамус как бы передает восприятие европейцами личности Адольфа Гитлера в период 1933-1939 годов

«Хищная птица, летящая влево,
Совершает приготовления перед нападением на Францию:
Одни будут видеть в этой птице добро, другие – зло, некоторые – сомневаться.
Более слабая партия сочтет птицу добрым предзнаменованием».

Описание Гитлера в первой строке это типичная для Нострадамуса игра слов. Ассоциация связана со значением слова «влево» (лат. sinister}, поскольку по-французски sinistre означает «зловещий». Вторая строка катрена почти не требует определенных пояснений: приготовления Гитлера к войне с Францией были настолько явными, что летом 1940 года сотни тысяч французов-беженцев заполнили дороги этой страны. Третья строка нуждается в комментарии.

Очевидно, что Гитлер был одержим манией величия, страстью властвовать над всем миром. Он был готов истребить целые народы, стоящие на пути к осуществлению его идей или нежелательные ему по расовому признаку. Однако в 1930-х годах все это было не столь очевидно. Наибольшая угроза для стабильности и мира в Европе, как считалось на Западе, исходила от советского коммунизма. Существовало убеждение, что именно нацисты «спасли Германию от большевизма». И для либерально настроенных граждан, и для консерваторов было характерно мнение, что Гитлер при всем его зажигательном красноречии не стремился в действительности к войне, а хотел лишь использовать угрозу войны для устранения несправедливости, допущенной в Версальском договоре по отношению к Германии, которая оказалась ущемленной в своих интересах.

Книга Гитлера Mein Kampf
Книга Гитлера «Mein Kampf»

Отношение к фюреру, как и предсказывал Нострадамус, было неоднозначным. Некоторые политические деятели, например лидер британских либералов Ллойд Джордж, одно время даже восхищались Гитлером, другие же распознали его зловещую натуру уже в начале его карьеры. Отношение остальных было неопределенным. «Более слабая партия» означала, по-видимому, компартию Германии, которая считала, что приход к власти Гитлера – «хорошее предзнаменование» и будет фазой, предшествующей победе пролетарской революции в Германии.

Есть несколько катренов в «Центуриях», относящихся к некоей личности по имени Гистер. Они, как и многие другие четверостишия, несут в себе двойные предсказания, на чем Нострадамус, так сказать, специализировался. Гистер может означать как реку Истр (классическое название Дуная), так и Адольфа Гитлера. Это слово встречается также в катрене 24 Центурии II. Оно может быть истолковано применительно к пленению Гистером (в смысле Гитлером) венгерского лидера – адмирала Хорти и к разгрому вермахта в Венгрии и паническому отступлению немецкой армии через Гистер (в смысле реки Дунай). Этот катрен гласит:

«Звери, гонимые голодом, переплывут реки.
Большая часть поля битвы, будет против Гистера.
В железную клетку посадят предводителя,
Когда дитя Германии перестанет блюсти закон».

Нострадамус предсказал поражения Гитлера в Западной Европе и на Дунае, и катрен 16 Центурии II совершенно четко указывает на «новую тиранию» итальянских фашистов и их германских патронов, высадку союзников на Сицилии в 1943 году и ожесточенные воздушные бомбардировки Италии («сильный шум и огонь в небесах»):

«В Неаполе, Палермо, Сиракузах и по всей Сицилии. Новые тираны.
Сильный шум и огонь в небесах.
Военные силы из Лондона, Гента, Брюсселя и Сузы.
Огромная гекатомба, затем триумф и ликование».

Последняя строка является предсказанием победы союзников, но в катрене 31 Центурии I указывается, что эта победа в чем-то будет тщетной, поскольку испанский фашизм уцелеет, а от Советского Союза будет исходить новая угроза. Таким образом, «трое великих – Орел [США], Петух [Франция]... и Лев [Британия] одержат «неполную победу».
Бегство несчастных французов под бомбами и пулеметными очередями немецких самолетов в южном направлении, когда войска вермахта приближались к Парижу в начале лета 1940 года, было предсказано Нострадамусом в катрене 7 Центурии III:

«Беженцы, огонь с небес на их оружие.
Следующий бой будет битвой черных ворон.
Они взывают к земле и небу о пощаде,
Когда воины приближаются к стенам».

«Огонь с небес» означает бомбардировки и обстрел колонн беженцев самолетами «люфтваффе», в результате которых погибло множество людей, и, как предсказано прорицателем, вороны бились над трупами за свою долю добычи. Это и был их пир.

Воздушные бои
Воздушные бои предсказал Нострадамус

В течение более 400 лет толкователи пророчеств Нострадамуса ломали голову над замысловатыми и весьма неясными стихами, входящими в состав «Центурий». Некоторые исследователи, как, например, Джеймс Лэйвер, стремились найти в катренах только те пророчества, которые полностью сбылись. Другие изучали «Центурии» с совершенно иной целью: дискредитировать – по совершенно непонятным причинам – пророчества вообще, и в частности предсказания Нострадамуса. Большинство из этих профессиональных скептиков начисто отвергли все сбывшиеся пророчества Нострадамуса, даже те, в которых содержатся конкретные даты событий, и объясняли это чисто случайными совпадениями или предвзятостью их толкований и искусственной привязкой к конкретным событиям. Нет сомнений, что такие случаи действительно наблюдались как со стороны безоговорочных приверженцев Нострадамуса, так и тех, кто стремился представить его предсказания как забавные мистификации.

Так, например, один американский толкователь, которого можно отнести скорее к мистификаторам, чем к серьезным исследователям «Центурий», приложил немало стараний, пытаясь по-новому интерпретировать катрен, который считается вполне ясным предсказанием полета на воздушном шаре, совершенного в XVIII веке его изобретателями, братьями Монгольфье. С его точки зрения, смысл данного катрена был неверно истолкован – в действительности якобы речь в нем шла об Открытом чемпионате США по гольфу, состоявшемся в 1920-х годах. Сколь ни смехотворно такое толкование, обычно бывает очень не просто переиначить смысл четверостишия, чтобы соотнести его с определенным событием. В связи с этим интересно вспомнить обстоятельства, связанные с наступлением германской армии во Франции в начале лета 1940 года. Службы вермахта и германского Министерства пропаганды, осуществлявшие так называемую черную пропаганду, стремились найти у Нострадамуса такие четверостишия, которые можно было бы использовать, чтобы побудить французских беженцев двигаться на юго-запад Франции и тем самым заблокировать дороги. Идея заключалась в том, чтобы распространять с воздуха листовки с соответствующим толкованием некоторых катренов. Однако все попытки немецких экспертов, среди которых следует назвать отъявленного нациста Карла Крафта, отыскать среди катренов Нострадамуса такие, которые можно было бы поставить на службу черной пропаганде, оказались тщетными. Таким катреном мог бы стать процитированный катрен но в нем идет речь о беженцах, которых как будто склюют хищные птицы, что вряд ли могло устраивать немцев. Так что нацистам пришлось сбросить с самолетов под видом стихов Нострадамуса грубые фальшивки, которые ни по стилю, ни по содержанию не могли принадлежать его перу.
Вероятно, сам Нострадамус не очень бы удивился, если бы узнал, что почти спустя 400 лет после его смерти приписанные ему катрены будут разбрасываться с воздуха из летающих машин. Несмотря на то что самым быстрым средством передвижения при его жизни была скачущая лошадь, в его видениях содержатся картины воздушных боев. Одно из таких видений есть в катрене 64 Центурии I:

«Они подумают, что видели солнце среди ночи,
Когда увидят полулюдей-полусвиней.
Шум, крики, битвы ведутся в небесах:
И будет слышен разговор диких зверей».

Судя по всему, здесь идет речь о воздушных боях. Если принять эту версию, то солнце, появившееся в ночное время, похоже на вспышки от разрывающихся зенитных снарядов или ракет, а существа, напоминающие «полусвиней-полулюдей», – это летчики в шлемах и кислородных масках, вид которых напоминает свиное рыло. Выражение «разговоры диких зверей» может означать радиосвязь пилотов со своими базами или друг с другом.

Катрены и пророчества Нострадамуса о событиях мировой истории