История и Пророчества

Казнь короля Людовика XVI и Марии-Антуанетты

Нострадамус жил в эпоху, когда миром правили монархи, а мчащаяся галопом лошадь была самым быстрым средством передвижения. Однако уже тогда, совершая экскурсы в прошлое и будущее, он мог предвидеть космические полеты, революции и достижения современной технологии.

Король Людовик XVI
Король Людовик XVI

Революции, расцвет и падение империи Наполеона, дьявольская политика Адольфа Гитлера, кровавые катаклизмы и современные технологии – основные темы данного раздела. Однако читателю, перед тем как приступить к ознакомлению с этими проблемами, следует иметь в виду несколько важных аспектов.

Первой реакцией большинства людей, читающих «Центурии» в оригинале или в переводе, является, как правило, замешательство, так как четверостишия по большей части написаны иносказательным, закодированным языком, который изобилует анаграммами и классическими неологизмами (новыми словами, образованными на основе греческих и латинских языков). Имена людей даны в форме намеков. Так, например, Генрих Наваррский назван «Вандомом».

Даже название книги весьма иносказательно, поскольку слово «Центурии» предполагает, что Нострадамус писал свои пророчества в соответствии с определенной хронологией: четверостишия предсказательного содержания в начале книги, казалось бы, должны относиться к событиям, близким по времени к периоду жизни самого провидца, а в конце книги должно говориться о далеком будущем.

Королева Мария-Антуанетта
Королева Мария-Антуанетта

Но дело обстоит иначе – «Центурии» скорее регистрируют ряд видений, которые прорицатель не всегда мог контролировать и которые открывали перед его взором различные отрезки будущего, а также прошлого, так как несколько четверостиший Нострадамуса являются, видимо, «ретроспективными предсказаниями». Самой серьезной проблемой остается интерпретация предсказаний, рассматриваемых в настоящем разделе.

Четверостишия, относящиеся, например, к личности Наполеона, можно найти почти во всех 10 главах «Центурий », причем рассеянные по всем разделам стихи не вызывают сомнений относительно их принадлежности к одной и той же личности. «Это самое великое и благодатное событие, которое когда-либо происходило на этом свете!» – писал Чарльз Джеймс Фокс (1749-1806), лидер радикального крыла партии вигов в британской Палате общин и, пожалуй, крупнейший английский парламентский оратор всех времен, когда весть о начале Французской революции достигла Англии.

Нострадамус французскую революцию и казнь короля Людовика XVI и королевы Марии-Антуанетты предсказал как одно из самых ужасных событий в истории человечества.

Людовик XVI (23 августа 1754 – 21 января 1793) – король Франции из династии Бурбонов, сын дофина Людовика Фердинанда, наследовал своему деду Людовику XV в 1774. При нём после созыва Генеральных штатов в 1789 началась Великая Французская революция. Людовик сначала принял конституцию 1791 года, отказался от абсолютизма и стал конституционным монархом, однако вскоре начал нерешительно противодействовать радикальным мерам революционеров и даже попытался бежать из страны. 21 сентября 1792 низложен, предан суду Конвента и казнён на гильотине.

После свержения республиканские власти лишили Людовика XVI титула короля и дали ему фамилию Капет (фр. Capet), по имени его предка Гуго Капета, основателя династии Капетингов (ветвью которой является династия Бурбонов). Почти все встречающиеся в «Центуриях» предсказания, относящиеся к якобинцам и другим революционерам, носят в высшей степени отрицательный характер. Здесь возникает вопрос: действительно ли предсказания Нострадамуса, сделанные за 200 лет до Французской революции, могут быть соотнесены именно с этим событием? Есть весьма убедительные доказательства, что это именно так. Катрен 20 Центурии IX:

«Ночью он придет Рейнским лесом окольными дорогами.
Будут пробираться двое. Одна из них королева, белый камень,
Другой – король-монах в сером, в Варенне
Избранный Капет вызывает бурю, огонь и кровавую резню».

В тот период, когда это четверостишие было впервые опубликовано, его смысл оставался непонятным, но уже в начале 1790-х годов стало очевидным истинное содержание катрена, и то, что когда-то воспринималось как тарабарщина, приобрело совершенно конкретное звучание в свете исторических событий, и стала очевидной способность Нострадамуса предвидеть события.

Кровавая Французская революция
Кровавая Великая Французская революция

Наиболее примечательной особенностью этого четверостишия является конкретное упоминание местечка Варенн, поскольку в историческом смысле это географическое название имеет только одну сколько-нибудь значительную ассоциацию: именно здесь в 1791 году была сорвана попытка короля Людовика XVI и Марии-Антуанетты избежать своей участи.

Действительно, оба они бежали в направлении к Варенну, выбирая окольные пути через Рейнский лес, и скорее всего Людовик был облачен в серое одеяние (а не в пурпур и золото, как подобало монархам в XVIII веке). Поимка королевской четы, конечно, вызвала тогда бурю (в смысле социального потрясения), вылившуюся в огонь революции, а кровавая резня означала буквально то, что Людовик и королева были отправлены на гильотину. Два словосочетания – «избранный Капет» и «белый камень» – требуют дополнительных пояснений. Дело в том, что понятие «избранный Капет» ассоциируется у Нострадамуса с самим Людовиком XVI.

Казнь Людовика XVI
Казнь короля Людовика XVI

Строго говоря, слово «Капет» должно употребляться только в отношении монархов французской династии, предшествовавшей Бурбонам, главой которых являлся Людовик XVI. Однако это слово зачастую употребляется в более общем смысле, означающем любого правящего короля Франции. Несмотря на многочисленные попытки толкования сочетания «белый камень», сделать это не совсем легко. Существует следующая версия толкования: «белый камень» имеет аналогию со скандалом 1780-х годов, известным как «История с бриллиантовым ожерельем», который нанес большой урон репутации монархии.

Этот скандал связан с бриллиантовым ожерельем, престарелым и легковерным кардиналом, Марией-Антуанеттой и выдававшим себя за оккультиста Калиостро, авантюристом и шарлатаном, хотя и обладавшим определенным даром предвидения. Возможно, что «белый камень» подразумевает пресловутое бриллиантовое ожерелье, хотя лично мне подобное толкование представляется слишком натянутым.

Казнь королевы Марии-Антуанетты
Казнь Марии-Антуанетты 16 октября 1793 года

В смысловом отношении данная ассоциация не имеет, впрочем, большого значения. Четверостишие 20 из Центурии IX примечательно именно тем, что уже в 1550-х годах Нострадамус в деталях предсказал событие, которому суждено было произойти спустя 200 с лишним лет. Интерпретация пророческих четверостиший Нострадамуса усложнена еще и тем, что провидец намеренно использовал неясные, загадочные фразы, неологизмы, образованные на основе греческого и латинского языков, а также анаграммы – полные, как в слове «Рапиж» (от «Париж»), или частичные. Во французском оригинале цитированного выше катрена есть две типичные частичные анаграммы. Одна из них представляет собой частичную анаграмму слова Reine (королева) с заменой буквы i на предшествующую ей в алфавите, а другая – noir (черный), неоднократно использованная в «Центуриях», дабы завуалировать слово «король» – roi.

Людовик был заключен с семьей в Тампль и обвинен в составлении заговора против свободы нации и в ряде покушений против безопасности государства. 11 января 1793 года начался суд над королем в Конвенте. Людовик держал себя с большим достоинством и, не довольствуясь речами избранных им защитников, сам защищался против взводимых на него обвинений, ссылаясь на права, данные ему конституцией. 20 января он был присужден к смертной казни большинством 383 голосов против 310. Людовик с большим спокойствием выслушал приговор и 21 января взошёл на эшафот. Его последними словами на эшафоте были: «Я умираю невинным, я невиновен в преступлениях, в которых меня обвиняют. Говорю вам это с эшафота, готовясь предстать перед Богом. И прощаю всех, кто повинен в моей смерти».

Катрены и пророчества Нострадамуса о событиях мировой истории