История и Пророчества

Магические искусства. Метопоскопия.

Теорию родинок потеснила и затмила другая, родственная ей оккультная наука – метопоскопия, занимающаяся определением человеческого характера и судьбы по линиям на лбу. Открытие этого гадательного искусства приписывается тому же Джироламо Кардано, несмотря на то, что до его трактата по метопоскопии в свет выходило множество других работ на эту тему. Метопоскопия сочетает в себе астрологические расчеты с эмпирически накапливаемыми фактами. Астрологи утверждают, что на каждую часть человеческого тела влияют определенные небесные тела; изучать же линии на лбу особенно важно по той причине, что лоб находится ближе к небесам, чем любая другая часть тела. Как только эта идея утвердилась среди оккультистов, возникла необходимость сопоставлять результаты астрологических подсчетов с данными наблюдений за людьми. Кардано проделал трудоемкую и утомительную работу по сравнению сотен человеческих лбов. К своему трактату он приложил около восьмисот гравюр с изображениями голов и небесных отметин на них.

Метопоскопия
Метопоскопия, трактат английского врача,
алхимика-герметиста Роберта Фладда
Метопоскопия Филипп Финелла Трактат
Метопоскопия, страница из трактата
врача Филиппо Финелла

На одной из этих иллюстраций показано распределение планетных влияний по участкам лба, который разделен горизонтальными линиями на семь полос. Последовательность планет соответствует принятой в астрологии. Выше всего расположен Сатурн – самая удаленная от Земли планета; далее следуют Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Луна. Установив таким образом "сферы влияния" планет, практикующий метопоскоп, осмотрев своего клиента, должен будет разметить лоб последнего, нанеся на него семь параллельных линий на равных расстояниях друг от друга.

Так он установит зоны планетного воздействия, ширина которых будет зависеть от общей высоты лба. Морщина, попавшая в зону Юпитера, наделяется теми же характеристиками, что и эта планета, обозначая великодушие, благородство, гордость и т.д. Если линия на лбу пересекает границу планетных зон, это соответствует астрологическому соединению данных планет, характеристики которых в данном случае объединяются и усиливают друг друга. Метопоскопия – это не что иное как астрология микрокосма. Существование такой науки признавали издавна, но систематические исследования в этой области начались относительно поздно.

Рассмотрим несколько примеров, разобранных Кардано. Мужчина, в верхней части лба которого находятся три параллельные линии, имеет, по словам Кардано, "миролюбивый и кроткий нрав. У него будет свое имение, которым он будет управлять с переменным успехом. Благополучие его будет непостоянным. Более того, ему грозит опасность ранения в голову". "Когда такие же три линии расположены в нижней части лба, – утверждает Кардано, – они изобличают в мужчине вспыльчивый характер. Он станет убийцей". Если три линии отстоят друг от друга дальше, они указывают на склонность к карьере священника, на удачливость, ум и благочестие. Короткий диагональный штрих над левой бровью предвещает насильственную смерть. А прямая черта с крючком на одном конце означает болезненность, немощь и прочие физические недостатки. Линия с легким наклоном сулит победу над врагами и удачу на войне; женщине такой знак обещает блаженство и счастье, а также превосходство над мужем. Встречаются и гораздо более замысловатые отметины, указывающие на не столь заурядную судьбу. Например, есть знак, предвещающий смерть от огня, от колдовства или злых чар. Другие знаки предсказывают насильственную смерть от раны в голову и смерть от руки близкого родственника.

В 1648 году трактат по метопоскопии опубликовал Филипп Финелла. Это двухтомное издание с грубоватыми гравюрами стало библиографической редкостью; полностью не сохранилось ни одного экземпляра. На одной из гравюр изображено кроткое лицо мужчины, которому, согласно Финелле, предстоит смерть от воды. Волнистые линии на его лбу напоминают морские волны, и метопоскоп сделал свое зловещее предсказание именно на основе этого сходства, а не путем астрологических выкладок.
Тот, у кого на лбу одна-единственная линия, обречен на вечные странствия, – утверждает Финелла. Он непостоянен, на него влияют четыре планеты: Солнце, Луна, Венера и Меркурий. Этому человеку не суждено осесть и пустить корни. Женщине такая отметина на лбу предвещает еще худшую судьбу: она будет вялой и ленивой, безнравственной и непостоянной. В образе еще одной женщины автор, похоже, представил свой собственный характер. О ней он отозвался так: "Она будет в большой чести у князей, которые будут искать ее совета. От природы она предрасположена и склонна предсказывать будущее".

Пунктирная линия, пересекающая сверху вниз каждый из лбов, изображенных Финеллой, по-видимому, отмечает границы планетных зон. При этом автор расположил блуждающие звезды в порядке, отличном от традиционного. Кардано, как и положено, отводит Юпитеру второе сверху место, но Финелла почему-то связывает этот участок с Венерой. Такое расхождение тем более загадочно, что Финелла даже не пытается объяснить или оправдать свое нововведение. На одной из гравюр изображен мужчина, на лице которого словно бы написаны сомнения и неуверенность. Однако линии лба его, по мнению Финеллы, предвещают счастье. Он будет знаменитым ученым и положит начало новой авторитетной школе. Кроме того, он добродетелен и достоин доверия. Наконец, Финелла изображает даму с больными зубами, у которой лоб отмечен зловещими знаками. Несмотря на все ее лицемерное благообразие, эта дама – настоящее чудовище. Она похотлива, она готова предать лучших друзей, она творит разнообразные постыдные дела.

От гравюр Финеллы, выполненных в духе голландского барокко, обратимся к портретам, иллюстрирующим трактат синьора Спонтини. Лица этих людей отличает та же бесстрастность, какую мы встречаем на картинках со старых французских игральных карт. Свою брошюру Чиро Спонтини опубликовал в Венеции в 1637 году. При виде первой же иллюстрации, где изображена последовательность планетных зон на лбу, в душу читателя закрадывается подозрение: а можно ли вообще называть метопоскопию наукой?! Порядок планет у Спонтини отличается и от традиционного, которым воспользовался Кардано, и от слегка измененного, который предпочел Финелла. Более того, Спонтини полагает, что планетные зоны спускаются до самой середины носа. И самый нижний участок отведен не Луне, как предписывала традиция, а Венере; тогда как ярчайшее ночное светило нашло себе пристанище на висках. Объяснить, почему Спонтини изменил порядок планет столь произвольно, можно лишь стремление к оригинальности, которое в данном случае оказывается скорее пороком, чем достоинством.

На одной из гравюр изображен человек, обреченный умереть от излишеств несмотря на то, что выражение лица его свидетельствует о вполне серьезном и твердом характере. На другой иллюстрации знаки, указывающие на недостаток ума и короткую жизнь, курьезнейшим образом изображены на лбу старика. Если бы линии на его лбу не пересекались, – говорит Спонтини, – они, напротив, сулили бы всевозможные блага: храбрость, мудрость, даруемую Юпитером, умеренность и воздержанность, ниспосылаемые Солнцем, точность и проворство Марса, хорошую память и воображение, идущие от Меркурия, и венерианскую веселость.

Горизонтальные линии, пересеченные одной вертикальной, предсказывают изменчивую судьбу и жизнь, полную опасностей, препятствий и треволнений. Впрочем, смелость и дерзость, написанные на лице обладателя этих знаков, позволяют предположить, что все подобные помехи ему нипочем: он с честью выйдет из любых испытаний.
На следующей иллюстрации представлен молодой человек, которому на роду написано стать бездельником и буяном. Ему недостает веры и энергии; он будет постоянно ошибаться. Однако пусть скажет "спасибо" за то, что линии у него на лбу не пересекаются и не имеют наклона: ведь тогда на него обрушились бы куда более ужасные несчастья. Он обладал бы задатками убийцы, ему грозили бы изгнание из родных краев, и, весьма вероятно, – полагает Спонтини, – насильственная смерть.

Напоследок упомянем о добрых знаках, выделяемых Спонтини, дабы, расставаясь с этим метопоскопом, сохранить о нем более приятное впечатление. Круглолицый юноша с одной из гравюр находится под благотворным воздействием Венеры и Меркурия. Это означает, что он изобретателен и может стать знаменитым поэтом или великим музыкантом. Он будет чаровать всех, с кем его сведет судьба. Любимец прекрасных дам и удачливый игрок, он познает все радости жизни. И пусть возблагодарит Бога за то, что линии на его лбу не наклоняются: это означало бы порочность, дилетантизм и глупость.

Следующая глава ►

Содержание
МесопотамияИскусство гаданияТайны звезд и чиселВавилонская башня
Древняя ПерсияМагия волос и ногтейИзгнание демона-мухи
Древние евреиМагия в Священном Писании
ЕгипетПогребальная магияПодземный мирМагическая сила словаКульт Исиды
ГрецияСновидения, призраки и героиОракулы и астрологияЭлевсинские мистерии
ГностицизмГностические секты
Римская империяНеоплатонизмЮлиан ОтступникГибель языческой магии
АлхимияТрисмегистГерметизмФилософский КаменьVas Insigne ElectionisТайны
АлкагестПоход против алхимииТрансмутацииГерметизм и догмы
Средние векаАрабыМаги СредневековьяАльберт ВеликийРоджер Бэкон
Дьявол и принцип ЗлаИнфернальные помощникиОбличья демонов
Ведьмы и инквизицияШабашО дьяволеВедьмыСудыДискуссииРитуалы
АлхимикиМирандолаТритемийАгриппаПарацельсНострадамусПостельПорта
КаббалаТайны БиблииМагия буквСефер Йецира
ИскусстваАстрологияГаданиеМетопоскопияФизиогномияХиромантия
Карты ТароАрканыСкоморох
РеформаторыВалентин АндреаТайные обществаЧерные мессы
XVIII векВампирыМагия 18 векаМасоны и ложиСен-Жермен и Калиостро
XIX векМария ЛенорманЭлифас ЛевиБиблиография

Главная ► История & Пророчества