"Если и была когда-нибудь на свете непреложно доказанная и подтвержденная
история, то это – история вампиров. Она ни в чем не испытывает недостатка – ни в
официальных отчетах, ни в свидетельствах высокопоставленных особ, хирургов,
священников, судей; все законные доказательства налицо."
Жан-Жак Руссо
Познакомившись с событиями на кладбище Сен-Медар, мы уже поняли, что так
называемый "период скептицизма", наступивший в XVIII веке, был гораздо менее
скептичным, чем могло бы показаться. Публикации на оккультные темы не только не
иссякли, но стали еще многочисленнее. Ожили старые пророчества и заняли
достойное место рядом с новыми. Аудитория читателей становилась все шире. Тайные
общества без труда находили себе духовных вождей и росли как на дрожжах.
Маги и ясновидцы вошли в моду; магические снадобья, алхимия, жезлы лозоходцев,
физиогномия и мистические секты были у всех на устах. Баронесса д'Оберкирх
писала в своих мемуарах: "Никогда еще розенкрейцеры, адепты, пророки не были
столь многочисленны, как в эти дни; никогда еще к ним не прислушивались с таким
слепым доверием. Беседа постоянно обращалась к этим материям; они занимали умы и
будоражили воображение всех и вся, даже самых серьезных людей...". Людовик XV с
увлечением трудился в алхимической лаборатории; королевскому примеру следовали многие придворные и парижане.
Постоянно издавались компиляции древних магических текстов. В то, что это
делалось исключительно в интересах науки, трудно поверить. Дословное
воспроизведение магических стихов и заклинаний, описания ритуалов и обширные
сонники привлекали читателя куда сильнее, чем скептические предисловия
составителей, и практичные издатели не упускали этого из виду. Множество
старинных документов такого рода опубликовал Никола Ленгле-Дюфренуа (1674 –
1755). Этот прелат воздержался от излишних проявлений скептицизма, и сочинения
его расходились с поразительной быстротой. Впрочем, с годами ему стало труднее
сдерживать накопившееся раздражение, и в трактате, посвященном Жанне д'Арк, он
наконец дал волю чувствам: "В то, что эту девицу посещали какие-то видения и
призраки, в то, что у нее были какие-то откровения, я не верю ни на йоту!" Как и
Жанна, Дюфренуа погиб от огня: читая перед камином, он задремал и упал прямо на горящие поленья.
Бенедиктинец Огюстен Кальме (Augustin Calmet, 1672–1757), известный под именем Дом Кальме, знаменитый комментатор Библии,
также обратился к оккультизму. Ученый и аббат-бенедиктинец Огюстен Кальме был родом из Лотарингии.
Не являясь оригинальным мыслителем, но обладая обширной эрудицией,
он занимался преимущественно экзегетическими, историческими и богословско-археологическими исследованиями.
Кальме взялся трактовать о столь необычном предмете как вампиры,
злобные мертвецы, выходящие из могил, чтобы пить кровь живых людей.
Ему без труда удалось найти и материалы на эту тему, и увлеченную аудиторию. Ни
в одну эпоху вампиры не были столь многочисленны, как в восемнадцатом веке.
Поскольку во Франции встречи с вампирами случались редко, рассказы о них
собирали в России, Силезии, Моравии, Словакии, Венгрии. В Польше вампиров
именовали "упырями", в Греции – "бруколаками", в Аравии – "гулами".
Приведем несколько таких историй, в свое время воспринимавшихся вполне серьезно. Петер
Плогойовиц из венгерской деревни Кишилова (близ Градиша) стал после смерти
вампиром и охотился на людей. В конце концов односельчане раскопали его могилу и
обнаружили, что он преспокойно лежит там, свежий и румяный, хотя похоронили его
недель шесть тому назад. У него выросли длинные ногти, а рот был полон свежей
крови. Те, у кого он высасывал кровь, умирали через восемь дней. Труп вытащили
из могилы и сожгли. Только так удалось избавиться от вампира.
Вампиры не всегда сосут кровь. В той же злополучной деревне Кишилова умер
шестидесятидвухлетний старика. Через три дня после похорон он явился к своему
сыну и потребовал пищи. Его накормили, и он вернулся в могилу, но через два дня
появился снова и опять попросил поесть. Вероятно, еда ему не понравилась,
поскольку на следующий день сын умер, а еще пять человек в селе тяжело заболели
и вскоре скончались. Сельчане выкопали трупы старика, его сына и еще пятерых
жертв и сожгли их все, так как было известно, что человек, погибший от вампира,
сам становится вампиром. Эту историю опубликовали в газете "Доблестный Меркурий"
в 1732 году. В тот период повсеместно верили, что мертвые тоже испытывают
чувство голода. Немецкие профессора с присущей им тщательностью изучили этот
вопрос, и один из них, Михель Ранффт, опубликовал "Трактат о мертвецах, жующих
снедь в своих могилах". Похоже, он испытывал к этой теме нездоровое влечение, а
потому мы воздержимся от пересказа его воззрений.
Герои еще одной истории о вампирах – два пристава Белградского суда, которым
помогали представители правительства – врач и граф Кабрерас. Приехав в некое
селение, они с ужасом услышали от некоего солдата следующий рассказ. Солдата
пригласил на ужин один местный крестьянин. Пока они ели, какой-то незнакомец
вошел в дом и без приглашения сел с ними за стол. Все домочадцы затряслись от
страха, но солдат не решился спросить, в чем дело, сочтя, что это было бы
невежливо. На следующий день хозяин дома умер, а солдату сообщили, что гость,
приходивший вчера, был дедом хозяина. Дед этот умер десять лет назад и стал
вампиром. Конец этой истории следователи изложили в своем протоколе. Судебные
приставы вскрыли могилу старика и нашли в ней отлично сохранившегося вампира.
Врач вскрыл ему вену, и оттуда хлынула свежая кровь. Граф Кабрерас приказал
отрубить трупу голову, а тело вернуть в могилу.
При виде этого несколько сельчан обратились к представителям власти с просьбой
избавить деревню и от других вампиров. По распоряжению Кабрераса вскрыли еще
четыре могилы – жителя деревни, умершего тридцать лет тому назад, и его жертв –
членов его семьи и слугу, которые также стали вампирами после смерти. И труп
тридцатилетней давности, и прочие тела были найдены в целости и сохранности; из
ран у них также текла кровь. Кабрерас велел прибить их гвоздями к гробам,
возмутив крестьян подобным невежеством. Затем граф повелел сжечь еще одного
вампира. Этот человек скончался шестнадцать лет назад и успел с тех пор высосать
кровь у двух своих сыновей. Уполномоченный составил отчет о происшедшем и
отослал его в вышестоящую инстанцию. Ему было велено устно доложить обо всех
этих событиях при императорском дворе. Император назначил новую комиссию для
повторного расследования, и в деревню отправились другие приставы, а с ними – несколько ученых.
Одним из знаменитых вампиров был Арнольд Пауль из Медрейги (близ
турецко-сербской границы). При жизни он часто жаловался, что его мучит турецкий
вампир. Однажды на него упала повозка с сеном, и он умер, так и не успев съесть
земли с могилы вампира, что считалось единственным способом избавиться от
посягательств беспокойного мертвеца. Посмертную карьеру Арнольд Пауль сделал
быстро и превратился в настоящего супервампира. Через сорок дней его труп
выкопали. Сообщается, что кровь у него так и бурлила в жилах; кровью жертв были
залиты все его тело и саван. Судебный пристав велел пронзить ему сердце. Вампир
вскрикнул ужасным голосом, но это стало последним из его подвигов, ибо труп
тотчас же бросили в огонь. Все эти события происходили в 1730 году.
Жуткую историю рассказывает Карл Фердинанд де Шертц в своем трактате "Magia
Posthuma" ("Посмертная магия"), посвященном принцу Карлу Лотарингскому. В
богемской деревне Блов вампир убивал людей, призывая их к себе. Многие успели
услышать этот зловещий зов, прежде чем в 1706 году сельчане догадались вскрыть
могилу чудовища и пригвоздить его к земле колом. "Как любезно с вашей стороны, –
проговорил вампир, – что вы дали мне палку отгонять собак". В ту же ночь он
поднялся из гроба и удушил пятерых человек. На следующий день деревенский палач
снова выкопал его, для верности еще раз пробил колом, погрузил на телегу и повез
на костер. Всю дорогу вампир завывал и шевелил руками и ногами. Его сожгли, и
крестьяне наконец вздохнули спокойно. "Благодарение Богу, – добавляет по этому
поводу дом Кальме, – что мы не столь легковерны. Впрочем, следует признать, что
наука физика так и не смогла пролить свет на это происшествие".
Окрестив этот случай "эпидемическим фанатизмом", Дом Кальме переходит из
областей психологии в царство физики и пытается дать научное объяснение феномену
вампиризма. При наличии в почве определенных химических веществ труп может
сохраняться в нетронутом виде сколь угодно долго. Под действием тепла селитра и
сера, содержащиеся в почве, могут разжижить свернувшуюся кровь. Крик, который
испускает вампир, производится потоком воздуха, выходящего из его легких, когда
грудь трупа пробивают колом. Нередко людей хоронят заживо; а некоторые
покойники, например, отлученные от церкви, могут и впрямь вставать из могил.
Однако покинуть неразрытую могилу во плоти практически невозможно, а в историях
о вампирах не упоминается, что могилы их кто-то тревожил.
Следующая глава ►
Содержание
Главная ► История & Пророчества