«Рассказчикам дивных историй следует прощать поэтические вольности»
Элифас Леви
И все же трудно расстаться с картами Таро, не остановившись немного подробнее
хотя бы на одном старшем аркане. Для этой цели мы избрали первый аркан –
Скомороха. Его число – единица; на современных колодах рядом с этим числом
изображают также еврейскую букву Алеф. Почему во главе этой удивительной колоды
поместили жонглера, фокусника, иллюзиониста? Быть может, это намек на то, что
вопреки всем нашим усилиям упорядочить мироздание, мы обречены оставаться жертвами иллюзии?
Алеф в Каббале символизирует дух Бога живого. Соотносить число
1 с простым фокусником кажется кощунством: ведь жонглер-скоморох – заклятый враг
мага и священника. Он лишь имитирует чудеса с помощью ловкости рук; его ремесло
- рассадник скептицизма. И все же некоторые гадатели отождествляют эту фигуру с
каббалистическим духом Божьим. Буква א (Алеф), – утверждают они, – отражена уже
в самой фигуре жонглера, который стоит, прогнув спину назад, одну руку подняв, а
вторую – опустив. Он и есть Алеф, дух – владыка вселенной, раскинувшейся перед
ним, как стол перед Скоморохом на карте Таро. Одной рукой он указывает вверх,
другой – вниз, подтверждая учение Гермеса Трисмегиста, гласящее: «Что наверху,
то и внизу». Малый мир – человек – содержит все элементы, из которых состоит
вселенная. Изучая человека, мы поймем все чудеса Творения.
Кур де Жебелен трактует Скомороха (0, 22) в Таро очень сурово, с пессимизмом, вполне достойным
ученого предреволюционной эпохи. Колода старших арканов, – заявляет он, –
начинается с обманщика и завершается дураком. И Человек, которому она посвящена
в целом, заслуживает такой компании. Но кто же во времена де Жебелена был
дураком и кто был обманщиком? Французский король, вся политика которого
сводилась к плутовству и сентиментальности, который пустил на самотек все
важнейшие дела; а вместе с ним – ученые и филантропы, уверовавшие, что их миссия
- вести народ в светлое будущее, но забывшие, что мечтами и теориями не
накормить голодные толпы, уже готовые растерзать их, как дикие звери. Скоморох
уже занес свой жезл – народную дубину – и готов смести ею со стола и монеты
торговцев, и чаши священников, и мечи аристократии!
Египтяне, – заявляет Жебелен, – располагали старшие арканы по убывающей, в
порядке от самого большого номера до единицы. Таким образом, Скоморох для них
оказывался аллегорическим изображением дольнего мира. «Он стоит во главе
мирского правительства; он означает, что сия жизнь – не более чем сон, иллюзия
фокусника, вечная игра случая, зависящая от тысяч обстоятельств». Изображение
Скомороха из колоды Таро, отпечатанной в Париже в 1500 году, носит политический
характер. Облаченный в одеяние волхва или пастуха, этот Скоморох дает советы
королю, который склонился над картой, разложенной на столе. В позе правителя
отображены замешательство и раздумья: он пытается разрешить какую-то непростую
дилемму. Есть на этой карте и третья фигура – королевский шут, который
прислушивается к разговору с напряженным вниманием и следит за руками Скомороха,
указывающими сразу на два места на карте. Что это – снова символы горнего и
дольнего миров? Или намек на то, что Скоморох за счет своей интеллектуальной
мощи способен примирять противоречия и находить между ними компромисс? Король,
шут и Скоморох обсуждают судьбы государства. Но они потерпят неудачу, ибо здесь
же изображена пародия на их занятие: обезьянка ищет блох в шерсти спящей собаки.
Альет ценил этот аркан невысоко. Он полагал, что такой низменный персонаж не
вправе стоять у начала «Царского Пути». Поэтому он приписал Скомороху номер XV,
который в традиционной колоде отведен Дьяволу. «Скоморох, – утверждает Эттейла,
- обозначает болезнь, хотя его незаслуженно считали символом Здоровья». Столь
примитивный метод толкования не пришелся по вкусу знаменитым магам XIX столетия.
Элифас Леви, именовавший Альета «вдохновенным цирюльником», тем не менее, отверг
его банальные суждения. Значение всякой карты, по его мнению, следовало искать
во многих мирах: в мире божественном, в мире природы, в мире человека, в мире
разума и, наконец, в мире тьмы. Таро для Леви – это монументальная сумма всех
древних откровений, ключ к разгадке египетских иероглифов, а также ко всей
мудрости Соломона и священным писаниям Еноха и Гермеса. Такой подход открывал
перед картомантами огромные возможности. Под влиянием Леви Папюс сформулировал
самую напыщенную из известных нам трактовок Скомороха: «Се Человек как
совокупное единство, принцип главенства и власти над землею. Из этого
иероглифического значения выводятся идеи единства и принципа, который определяет
единство. Человек или микрокосм, единство и первоначало: таков смысл Скомороха».
«Но внимательное рассмотрение этого первого аркана, – продолжает он, – еще более
просветит нас». Согласно Папюсу, шляпа Скомороха имеет форму, аналогичную
символу Вечной Жизни, который в математике обозначает бесконечность. Нижняя
часть этой карты олицетворяет Землю и украшена символами природы. В средней
части помещен человек, стоящий за столом, на котором разложены кубки, мечи и
пентакли. Четвертую эмблему мастей младших арканов – посох, или жезл, – Скоморох
держит в поднятой руке. Значение этих четырех эмблем Папюс объясняет
каббалистически. Они соответствуют четырем буквам Тетраграмматона – имени
Иеговы. Эти символы, – утверждает Папюс, – соответствуют
четырем великим кастам человечества.
На карте Скомороха эти символы разбросаны в беспорядке, тогда как на рисунке
двадцать первого аркана, Мир, они упорядочены и размещены в четырех углах.
Четыре эмблемы апостолов – не что иное как все тот же Тетраграмматон. Две эти
карты дополняют друг друга. Числа 1 и 21 дают в сумме 22, то есть всю совокупность
старших арканов. Подводя итог своим рассуждениям, Папюс заявляет, что «наверху в
этой фигуре сокрыто число букв, внизу – ‘простонародные имена’ карты. Справа от
фигуры помещаются три мира: Бога, Человека и Природы. Внизу находится абсолютный
ключ, в согласии с числом обращений слова YHVH».
Как воспользоваться этими оккультными намеками для истолкования карты Скомороха?
Это лишь один из множества вопросов, на которые Папюс не дает ясного ответа.
Элифас Леви объявил, что «истину можно окутывать покровами, но не должно
скрывать от народа». Нам представляется, что Папюс одел Скомороха слишком тепло.
Поэтому обратимся к любезному Освальду Уэрту, который говорит, что эта карта
намекает в позитивном смысле на следующие качества человека: инициатива,
непосредственность мышления, острая проницательность и понятливость, смекалка,
самоконтроль, независимость, умение противостоять чужим внушениям, свобода от
всех предрассудков. В амбивалентном же или негативном смысле Скомороха можно
истолковать как указание на проворство, хитрость, изысканность, дипломатичность,
убедительность, способности адвоката, практичность, ловкость, возбудимость,
неразборчивость, агрессивность, интриганство, лживость, жульничество,
шарлатанство и злоупотребление людской доверчивостью.
Итак, мы получили наконец полный перечень весьма неоднозначных качеств первого
из старших арканов, из которых картоманту предстоит сделать выбор в соответствии
со значениями других карт расклада. Само собой разумеется, что чем ближе лежит
другая карта к Скомороху, тем сильнее она на него влияет. Если Скомороха
окружают неблагоприятные карты, то вопрошающему грозит неудача. Важно также
учитывать, прямым или перевернутым оказался Скоморох:
в первом случае он имеет позитивное значение, во втором – негативное.
В метафизической интерпретации этой карты Уэрт в основном полагается на
толкование Папюса. Он также отождествляет четыре буквы имени Бога с четырьмя
эмблемами евангелистов. Однако, обогащая систему соответствий, Уэрт добавляет
четыре элемента (четыре стихии) к этой мистической четверице.
Чтобы овладеть четырьмя мистическими инструментами, должно пройти испытание
четырьмя стихиями. Во-первых, следует одержать победу над Воздухом, чего
каббалист достигает посредством слова. Эта победа дарует ему меч – символ слова,
отгоняющего фантомы страха. Победа над Водой увенчается обретением Святого
Грааля – чаши мудрости. Испытание огнем, высшее посвящение, будет вознаграждено
обретением королевского скипетра, означающего, что мудрец обладает властью над
миром и воплощает в себе суверенную волю.
Уэрт не ограничивается изложением качеств вопрошающего: он дает также советы
этического толка, помогающие на пути самосовершенствования. Первое условие –
постоянно действовать, даже если усилия кажутся бесплодными. Действие лучше
праздности. И в самом деле, аркан Скоморох изображает вечное движение всего
сущего в мире, в теле и разуме человека. «Этот человек, – пишет Уэрт, – должен
завершить свою миссию, состоящую в том, чтобы сотворить самого себя, стать
человеком целостным, homototus». Такой путь самосовершенствования современные
психологи назвали бы процессом индивидуации. Целостный человек, согласно Уэрту,
суть воплощение первоначала, основополагающего единства «я». Эта идея довольно
близка психологическим теориям Карла Густава Юнга, о котором следует вспомнить
здесь еще и потому, что некоторые мастера Таро говорят о герметизме как способе
осуществления указанной миссии. Тот факт, что на рисунке видны только три ножки
стола, не случаен. Согласно Уэрту, они символизируют серу, соль и ртуть – три
столпа материального мира, «опоры элементарной субстанции, доступной нашим чувствам».
Миссис Джон Кинг ван Ренсселар добавляет к этой интерпретации несколько
любопытных наблюдений. Убежденная в том, что предшественниками Таро были
гадальные стрелы или жезлы, она размышляет о том, почему Скоморох стоит за
столом и держит в руке посох. Этот посох – магический жезл, «без труда
опознанный как таковой проницательным французом» (Жебеленом). «Это один из
знаков младших арканов, изображенный на тузе Посохов, Шестов или Скипетров... и,
вложенный в руку вопрошающего, он означает, что первого наделяют властью
обратиться за советом к оракулу». Стол же, по мнению миссис ван Ренсселар, – атрибут древнего культа.
В древности бытовал обычай вопрошать божество о будущей профессии ребенка.
Древние греки и египтяне приводили мальчика, достигшего совершеннолетия, в храм,
где тот должен был взять с алтаря предмет по своему выбору. Если мальчик
хватался за меч, это означало, что он станет воином. Кубок предвещал ремесло
жреца или счастье в любви. Это объясняет, почему Скоморох – символ вопрошающего
- стоит у истоков гадания: перед ним открыты все возможности, пока карты Таро не
вынесли свой вердикт. Впереди вопрошающего могут ждать и добро, и зло, о чем
говорят жесты Скомороха. Еще Папюс заметил, что этот «человек одной рукой
взыскует Бога, а вторую опускает вниз, дабы призвать демона, и так объединяет
собой божественное и дьявольское в человечестве».
Картомант должен понять, что именно предпочитает и считает для себя желаемым
клиент – добро или зло. Он должен понять, что именно соответствует сущности
вопрошающего, а что ему чуждо. Для вопрошающего это самый опасный момент: сейчас
он попадает во власть гадателя. Ощущения его могут походить на чувства пациента,
который входит в операционную, еще не зная, на что способен хирург. Элифас Леви
предостерегает своих читателей, говоря, что «картомантия в правильном ее
понимании – это самое настоящее совещание с духами». Необходимое условие для
этого – хороший медиум, «в противном случае карты Таро опасны и мы никому не
рекомендуем прибегать к ним». Если вопрошающий попадет в руки шарлатана, тот
может предложить ему ложный выбор, поступив как сапожник, занимающий место
Скомороха в искаженной итальянской колоде. Первый из старших арканов Таро
именуют также «пагад». Это таинственное слово, согласно Парравичиньо, происходит
от «Paghead» – «судьба». Итальянцы же истолковали его как «bagatto» –
«сапожник», на столе которого разложены шила, молотки и прочие инструменты.
Выбор для вопрошающего, скажем прямо, небогатый! Кое-кто называет Скомороха «IL BAGATEL»
- «пустячок». Но, как утверждают в один голос все специалисты, в картах Таро нет ничего пустякового.
Следующая глава ►
Содержание
Главная ► История & Пророчества