"Отрицать ведьмовство – это, в сущности, отрицать Библию"
Джон Уэсли
До тех пор, пока демоны оставались второстепенными духами, какими их рисовали
неоплатоники, для Церкви они были неопасны. Но с пришествием средневекового
Сатаны ситуация коренным образом изменилась. Сатана тоже был единым, как и Бог.
Разработав концепцию Сатаны – единого дьявола, – теологи сделали христианство
уязвимым. Теперь ему угрожал древний дуализм. Дьявол становился все сильнее и
сильнее; он требовал своей доли, положенной ему в согласии с решением Небес. Он
воцарился на земле и пронизал собою всю природу. И теперь каждый предмет "мира
сего" внушал если не страх, то, по меньшей мере, подозрения. Сатана стал
личностью, но еще важнее чем эта личность – будь она уродлива или прекрасна,
грозна или благодетельна, – была осязаемая реальность его существования и его
власть. И с этой властью многие готовы были смириться.
В эпоху, когда "черная смерть" истребляла целые города, царство Сатаны на земле
казалось незыблемым, и мощь его подрывала авторитет Церкви. Теологи хотели
безраздельно властвовать над христианским миром... но собственными руками
сотворили себе соперника. Многие простолюдины поняли это и остались этим довольны.
Конечно, Церкви до некоторой степени удалось объединить все сословия.
Господин и слуга вместе пели псалмы в замковой часовне и вместе склоняли головы,
когда священник поднимал гостию. Но беспорядки, охватившие всю Европу, и с
каждым годом усиливающийся гнет высших классов приводили крестьян в отчаяние.
Им приходилось гнуть спины не только на благородных господ, но и на монахов, и в
наши дни трудно даже представить себе, сколь невыносимо тяжким было их
существование. Средневековые крестьяне знали, что в открытых бунтах проку мало.
Церковные власти рука об руку со светскими жестоко подавляли все восстания.
И отчаявшийся крестьянин искал прибежище в мечтах. Он взывал к старым богам,
которые отошли в тень, но все еще жили некой таинственной жизнью, как, например,
гномы, населявшие недра благодатной земли. Правда, они стали очень маленькими и
некрасивыми, но приносили огромную пользу. Эти крошечные труженики были добры к
простым людям с такими же мозолистыми руками и грубой обветренной кожей, как у
них самих. А в деревьях и ручьях обитали красавицы-феи – куда более
могущественные и прекрасные, чем надменные хозяйки замков, которые хохотали,
слушая мужнины рассказы о том, какие издевательства приходится терпеть
крестьянкам от своих благоверных.
Ранние бунты показали: простой народ в массе своей настолько недоволен Церковью,
что многие готовы отдать жизнь в борьбе за перемены. И тогда Государство и
Церковь объединили силы для защиты сформировавшегося уклада. Мятежи были
подавлены – но жажда перемен не угасла. Недаром чудесное преображение стало
главным мотивом народных сказок: тыква превращается в карету, лохмотья – в
драгоценный наряд, грубые лепешки – в изысканные яства. Старая ведьма-людоедка
живет в домике из леденцов и печенья. Кто же она, как не друидесса былых времен
- та, что обитала в святилище посреди густого леса и вершила обряды человеческих
жертвоприношений, та, которой приносили в дар самую лучшую пищу?
В обличье сказки сохранилась древняя вера. Крестьяне упорно цеплялись за
подобные образы, хотя священник и твердил им, что все это – бесовские
наваждения. Старые боги куда больше устраивали простолюдина, чем новый Бог,
слуги которого были так жестоки, – Бог, символом которого были кровопролитие и
страдания. Одна ведьма сообщила Пьеру де Ланкру, что у дьявола два лица: одно –
как у всех людей, а второе – на затылке. "Точь-в-точь, как представляют бога
Януса", – добавляет этот образованный юрист, и он совершенно прав. Другая ведьма
утверждала, что ее демонический возлюбленный выглядит в точности как козел, но с
лицом человека. И это был не кто иной как древний Пан.
Стоило дьяволу набрать силу, как все эти пережитки старинных верований,
крестьянские забавы и невиннейшие сказки тотчас же стали считаться сатанинскими,
а женщины, сведущие в древних преданиях и причастные к вековым магическим
традициям, превратились в ведьм, или злых фей, как называют их в старых
легендах. Традиционные праздники – друидический канун Майского дня, Вакханалии,
празднества Дианы и т.д. – стали ведьмовскими шабашами. А метла – символ
священного очага – сохранив старую сексуальную символику, сделалась теперь
орудием зла. Древние сексуальные ритуалы, призванные пробуждать плодородие
земли, теперь воспринимались как бесстыдный разгул запретных плотских желаний.
Промискуитет – пережиток общинных традиций, куда более древних, чем Ветхий
Завет, – представлялся судьям попранием священнейших законов. Но крестьяне
относились ко всем этим старинным традициям совершенно иначе. В конце концов,
господа сами учили их не ревновать: жена или дочь крепостного в любую минуту
могла оказаться в постели сеньора. Тех, кто вместе с ним приходил на тайные
ночные сборища, крестьянин воспринимал как равных и готов был делиться с ними
всем, что имеет; это было для него так же естественно, как для
туземца-островитянина южных морей. Разве можно считать извращением этот
невинно-первобытный обычай? На шабаше человек был волен поступать в согласии со
своими желаниями. Только здесь он избавлялся от вечного страха; только здесь он
обретал некое достоинство, некое чувство свободы. Он давал выход своим страстям,
не опасаясь вмешательства церкви, желавшей властвовать даже над человеческими
чувствами. "Если это сатанизм, – рассуждал крестьянин, – то я присягну Сатане".
Шабаш и ведьмы существовали благодаря тому, что в Европе все еще оставались
люди, не желавшие расставаться со свободой. Эти угнетенные люди тянулись к
древним богам, потерпевшим поражение в битве с Богом христианства, – к своим
товарищам по несчастью. Мы часто упускаем из виду, что новая религия поначалу
оказалась совершенно чуждой для Европы: корни старых крестьянских традиций здесь
были чрезвычайно глубоки. Недовольство, возбуждаемое христианской религией,
главным образом проистекало из ощущения, что это – чужая вера, занесенная из
дальних краев, с Востока. Подспудная неприязнь к ней сохранилась до наших
времен, когда европейские народы, отринув тысячелетнюю историю христианства,
возвращаются к древним языческим обычаям, восстанавливая связь с землей, на которой жили их предки.
Гонения порождали оппозицию и вдыхали новые силы в вождей этой оппозиции. Так
Сатана, олицетворявший природу, свободу и ненависть к сложившемуся общественному
порядку, превратился в фигуру политическую. В законодательстве христианских
стран – как католических, так и протестантских, – ведьмовство считалось уголовно
наказуемым преступлением; такого же мнения придерживались и правители
государств. Везде, откуда доносился голос свободы, везде, где появлялись
оригинальные идеи, власти обнаруживали происки Сатаны.
В средние века, когда еще была жива вера в возможность создания идеального
порядка и единства в христианском мире, гонения на ведьм имели относительно
мягкие формы. Но со временем общественный порядок нарушался все чаще, и
отчаявшиеся правители бросили все силы на то, чтобы отстоять приоритеты религии
и государства. Сожжение ведьм превратилось в чудовищные оргии. Авторитет Церкви
пошатнулся, но Реформация не принесла ведьмам облегчения. Кальвинисты объявили,
что всякое счастье греховно. В кальвинистской Шотландии судьи свирепствовали
пуще прежнего, но их суровые идеалы были обречены на поражение в борьбе с той
привлекательностью, которой обладала для большинства людей "запретная" природа.
Поначалу робко и бессистемно, а затем все увереннее исследования природного мира
формировали новую цивилизацию, предтечами которой мы вправе назвать знахарок с
их целебными травами и простыми, но подчас на удивление эффективными снадобьями.
Следующая глава ►
Содержание
Главная ► История & Пророчества