Гравюра из "Небесной физиогномии" Джамбаттисты делла Порты сопровождается
описанием черт внешности Пико: кожа у него была с желтоватым отливом, нежной
окраски; тело его было пропорционально сложенным. У него были маленькие глаза,
белки которых также отливали желтизной; худое лицо и тонкий нос; изящные губы.
Лицо Пико было моложавым и ангельски красивым.
"Fui di tanta altezza d'ingenio",
- восклицает Порта на звучном итальянском наречии, и это означает, что Пико был
пылок, отважен и возвышен духом. "Память у него была, словно у феникса, в речах
и письме был он необычайно плодовит; он был философом и математиком, он
исследовал тайны теологии. Он носил изящнейшие одежды, ел и пил мало. Изнуренный
усердным учением и недостатком отдыха, он умер молодым".
Граф Пико делла Мирандола (1463-1494) родился в 1463 году в замке Мирандола близ Модены. Он
развивался так быстро, что окружающие считали это чудом и сравнивали Пико с
художником Мазаччо, который умер в возрасте двадцати семи лет, успев оставить
глубокий след в истории живописи. В двадцать четыре года Пико приехал в Рим, где
представил на публичный диспут разработанные им 900 тезисов. Многие из них были
связаны с магией и каббалой – тайным учением, которое мы подробнее обсудим в следующих главах.
По мнению делла Мирандолы, эти оккультные системы содержали в
себе доказательства божественности Христа. Но план Пико не был одобрен церковью.
Папа Иннокентий VIII, к тому времени уже прославившийся необычайно суровым
отношением к проблеме ведьмовства, назначил комиссию для изучения теории Пико.
Комиссия вынесла неблагоприятный вердикт: четыре тезиса были определены как
безрассудные и еретические, другие шесть также были осуждены, хотя и менее
сурово, и, наконец, еще три тезиса были названы ложными, еретическими и ошибочными.
Пико отстаивал возможность предсказаний будущего по сновидениям, при помощи
оракулов, духов и знамений, а также по поведению птиц и по внутренностям
животных. Последние два метода, будучи откровенно языческими, естественно, не
могли прийтись по вкусу римским теологам. Неприемлемыми для них оказались и
симпатии Пико к халдейским оракулам и орфическим гимнам. Некоторые из
предложений Пико отдают неоплатонизмом: вслед за Проклом он говорит о младших божествах.
Но конечная цель Пико состояла вовсе не в том, чтобы воскресить старые, более
или менее известные, магические идеи и ввести в обиход новые. Он ставил перед
собой гораздо более амбициозную задачу: примирить санкционированный церковью
аристотелизм с платонизмом, который заново открывали для себя ученые эпохи
Ренессанса. Достичь этой цели он надеялся при помощи каббалы, которую изучал по
совету своих наставников-евреев.
С осуждения, которому подверглись в Риме его тезисы, неприятности Пико только
начались. Он имел дерзость составить апологию (опубликованную в 1487 году), где
защищал тринадцать отвергнутых тезисов и обвинял членов комиссии в ереси,
намекая, вдобавок, в предисловии, что они не умеют грамотно выражаться на
латыни. Для "заикающихся варваров" это было уже чересчур. Два епископа,
облеченные инквизиторскими полномочиями, призвали мятежника к смирению.
Публикация его тезисов была запрещена папской буллой. Пико бежал во Францию, где
папский нунций все же арестовал его и заключил в Венсенскую тюрьму. Впрочем,
благодаря вмешательству Лоренцо Медичи и других влиятельных покровителей Пико
было вскоре дозволено вернуться во Флоренцию. Но Иннокентий VIII хранил
враждебное молчание. И только пришедший ему на смену Александр VI простил Пико и
избавил его от преследований инквизиции. Это произошло за год до смерти делла
Мирандолы, скончавшегося в 1494, на тридцать первом году жизни.
Следующая глава ►
Содержание
Главная ► История & Пророчества