С течением столетий египетская магия изжила себя и ушла в прошлое, но один из элементов древнеегипетской космогонии оказался более живучим. Это – культ Исиды. Великая богиня Исида олицетворяла кротость и нежность, материнскую любовь, супружескую верность, плодовитость и женскую красоту. Она пестовала и берегла все живое. Она роняла животворную слезу в нильские воды, и Нил разливался, покрывая поля плодородным илом. Душа Исиды обитала на звезде Сириус. И первый утренний восход Сириуса, приблизительно совпадавший с летним солнцестоянием, долгое время служил египтянам сигналом о начале разлива реки, от которой зависела жизнь всей страны. Воскрешенный скорбящей Исидой ее супруг, Осирис, вновь восставал из мертвых. Из года в год повторялся вечный акт воссоздания мира: Осирис, священный Нил, оплодотворял землю Египта.
Исида носила множество имен и объединяла в себе качества многих местных божеств. Благочестивый египтянин обращался к ней за покровительством, а чужак узнавал в ней черты богинь-матерей своей родной страны – Минервы, Афродиты, Цереры, Гекаты... Исида превосходила их всех. Ее материнская любовь и супружеская верность противостояли распутству и жестокости Астарты, Анахиты, Кибелы и всех прочих чудовищных богинь Востока, калечивших судьбы бесчисленных девушек и женщин. Тем богиням были угодны человеческие жертвоприношения, война и бесплодие; Исида же любила и защищала жизнь.

Культ Исиды распространился по всей Европе и Западной Азии и, в конце концов, некоторые элементы его слились с новорожденным христианским вероучением. Многие эпитеты Исиды непосредственно были заимствованы в качестве атрибутов Девы Марии – например, "непорочная" или "mater domina"( (в стяженном виде "Мадонна" это словосочетание сохранилось во многих языках до наших дней). "Величественный ритуал Исиды, – замечает Дж. Фрэзер, – эти жрецы с тонзурами, заутренние и вечерние службы, колокольный звон, крещение, окропление святой водой, торжественные шествия и ювелирные изображения божьей матери – и действительно во многих отношениях напоминает пышную обрядовость католицизма".
Облик и одеяние богини были преисполнены глубокой символической значимости. На постаменте ее статуи в городе Саис были высечены таинственные слова: "Я – все, что было, что есть и что будет... Ни одному смертному не дано узнать, что сокрыто под моим покрывалом". Апулей (II век нашей эры) дает живое и яркое описание этой богини, на основе которого иезуит Атанасиус Кирхер (1601 – 1608) создал гравюру с изображением Исиды. Прическа богини на этой гравюре увенчана завитком волос, символизирующим влияние луны на рост растений. Волосы Исиды украшены колосьями пшеницы в напоминание о том, что именно эта богиня даровала человечеству первые зерна и научила возделывать поля. Кроме того, голову богини венчает шар – символ вселенной – покоящийся на венке из цветов, что еще раз подчеркивает власть Исиды над растительным миром. Этот богатый головной убор довершают изображения двух змей, олицетворяющих плодотворную силу луны и ее извилистый путь на небосклоне.
Локоны Исиды, свободно ниспадающие на плечи, подразумевают, что перед нами – питательница всего мироздания. В левой руке богиня держит ведро – символ разлива Нила; в правой – систр, посвященный ей у египтян ударный музыкальный инструмент. Эти атрибуты, согласно Кирхеру, характеризуют Исиду как владычицу Нила и защитницу от зла. Платье богини переливается лунными оттенками. Будучи также царицей тверди небесной, Исида облачена в расшитую звездами мантию, подол которой окаймлен цветами – символом почвы, напоминающим о том, что Исида была первооткрывательницей целебных трав. Лоно богини украшено полумесяцем, магические лучи которого даруют плодородие земле. Правая стопа Исиды покоится на земле, левая – погружена в воду: богиня властвует над обеими этими стихиями. Она – stella Maris, Звезда Моря, защитница всех плавающих и путешествующих. На заднем плане гравюры изображен корабль – символ женского начала, посвященный Исиде.

ветра, мореплавания, дочь Геба
и Нут, сестра и супруга Осириса,
древнеегипетский барельеф
Все эти атрибуты культа Исиды должны были удивлять верующего и волновать его воображение. Облик Исиды одинаково чаровал и простодушного невежду, и мудрого философа. Искатель высшей истины не довольствовался объяснениями философов-стоиков: он не видел особого смысла в том, что миф об Исиде символизировал разлив Нила, затмение Луны или иные астрономические явления. Из мира материального искатель устремлялся в сферу идей в надежде обнаружить там трансцендентную разгадку легенды о Матери Мира.
Плутарх, которому были близки философские воззрения платоников и восточных мудрецов, говорит в туманных выражениях о мистической троице, ипостасями которой являются Осирис, Исида и их сын, Гор. В них, по мнению Плутарха, олицетворены разум, материя и космос. Они представляют собой идеальный треугольник, пропорции которого воплощают в себе божественную тайну: катет, равный четырем частям, соответствует Исиде, женскому принципу зачатия; высота, равная трем частям, – Осирису, мужскому порождающему принципу; а гипотенуза, равная пяти частям, – Гору, плоду союза.
Любой треугольник, построенный по этим пропорциям, – священный символ, наделенный магической силой; и сами эти три числа – тройка, четверка и пятерка – являются носителями сверхъестественных энергий. Египтяне и философы пифагорейской школы придавали мудрости чисел огромное значение, как мы увидим в следующей главе. История любых чисел и геометрических фигур, появляющихся на чертежах магических кругов и на талисманах в более поздние времена, восходит к этой древней нумерологии. "И сам я придерживаюсь того мнения, – говорит Плутарх, - что когда пифагорейцы присвоили имена некоторых богов отдельным числам, то этим они подразумевали что-то увиденное основателем их школы в египетских храмах, или какие-то церемонии, проводившиеся в них, или какие-то символы, увиденные там". В чем именно состоит тайна этих чисел, Плутарх нам не сообщает – либо из нежелания обнародовать сокровенное знание, либо по собственному неведению. Тем не менее, он настойчиво повторяет, что все элементы египетской религии следует понимать аллегорически.
Исида продолжала жить на христианском Западе – не только в культе Мадонны, но и в оккультном учении магов. Развивая идеи Плутарха, маги усмотрели в образе этой древней богини-матери оккультную аллегорию Мировой Души, по воле Бога питающей и хранящей весь сотворенный мир. Изгнанная с христианских небес, она обитает в мире звезд и над землей, вечно изливая в мир животворную силу. "Она представляет собой женскую часть природы, или же [воплощает в себе] качество, позволяющее ей быть причиной зарождения всех прочих живых существ". Изображение Мировой Души на гравюре XVII века все еще сохраняет некоторые символы древней Исиды: волосы ее свободно ниспадают на плечи, лоно украшено полумесяцем, одна нога покоится на суше, другая – погружена в воду. Мировая Душа прикована цепью к Богу, в согласии с высказыванием Плутарха: "Исида всегда причастна к высшему". В свою очередь, к Мировой Душе прикован человек (образ и подобие Бога!), ибо самое существование его зависит от животворных семян, которые изливаются из груди великой Матери Мира.
Миновали столетия, но древний образ Исиды не утратил своей власти над умами людей. В конце XVIII века ее вспомнили люди, казалось бы, абсолютно чуждые всяких мыслей о магии, – вожди Французской революции. На торжественной церемонии, устроенной в честь великой богини, Робеспьер, памятуя о таинственной саисской надписи, поднес зажженный факел к покрывалу, окутывавшему гигантскую статую Исиды, чья животворная сила теперь была истолкована как мощь разума, питающего прогресс.
СодержаниеДревняя Персия ► Магия волос и ногтей – Изгнание демона-мухи
Древние евреи ► Магия в Священном Писании
Египет ► Погребальная магия – Подземный мир – Магическая сила слова – Культ Исиды
Греция ► Сновидения, призраки и герои – Оракулы и астрология – Элевсинские мистерии
Гностицизм ► Гностические секты
Римская империя ► Неоплатонизм – Юлиан Отступник – Гибель языческой магии
Алхимия ► Трисмегист – Герметизм – Философский Камень – Vas Insigne Electionis – Тайны
Алкагест ► Поход против алхимии – Трансмутации – Герметизм и догмы
Средние века ► Арабы – Маги Средневековья – Альберт Великий – Роджер Бэкон
Дьявол и принцип Зла ► Инфернальные помощники – Обличья демонов
Ведьмы и инквизиция ► Шабаш – О дьяволе – Ведьмы – Суды – Дискуссии – Ритуалы
Алхимики ► Мирандола – Тритемий – Агриппа – Парацельс – Нострадамус – Постель – Порта
Каббала ► Тайны Библии – Магия букв – Сефер Йецира
Искусства ► Астрология – Гадание – Метопоскопия – Физиогномия – Хиромантия
Карты Таро ► Арканы – Скоморох
Реформаторы ► Валентин Андреа – Тайные общества – Черные мессы
XVIII век ► Вампиры – Магия 18 века – Масоны и ложи – Сен-Жермен и Калиостро
XIX век ► Мария Ленорман – Элифас Леви – Библиография
Главная ► История & Пророчества