Карл Густав Юнг (1875-1961), швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Ввел технику «свободных ассоциаций» и развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого так называемых архетипах, видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). К актуализации понятия архетипа Юнга привели исследования религиозных и культурных представлений разных народов и эпох.
Архетипы – это первичные формы, лежащие в основе образов и бессознательно пробуждающие активность воображения. Они проявляются в снах и бреду, а также в искусстве и литературе и являют то единое в человеческом сознании, что связывает его с космосом и вечностью. Изучение явления синхронности психического восприятия разных людей и объективных процессов реальности подвело Юнга к принятию астрологии, которая объясняет этот феномен через понятие единых космических ритмов, управляющих коллективным бессознательным. Он увидел архетипы в астрологической символике и в послуживших её источником древних мифах.
Юнг указывал: «Астрология, как коллективное бессознательное, к которому обращается психология, состоит из символических конфигураций: "планеты" – это боги, символы власти бессознательного». Он также считал, что астрология необходима для правильной интерпретации мифов.
Карл Юнг также ввел термины «интраверсия» (погруженность в самого себя) и «экстраверсия» (постоянное стремление к конфликтам с другими людьми). Центром личности считал «самость» – стремление к индивидуальности. Разработал типологию характеров в зависимости от доминирующей функции личности. Цель психотерапии, по Юнгу, – осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию. Карл Юнг, один из величайших психологов XX века и некогда ученик Фрейда, много времени посвятил изучению взаимосвязи человеческого сознания с окружающим миром, «реальностью» и временем. Начиная с 1920 года Юнг часто обращался к «Ицзин», где искал ответы на свои вопросы. Он был поражен загадочностью этих предсказаний, не понимая, каким образом их точность совмещается с явно ненаучным, случайным методом гадания. В поисках истины Юнг выдвинул теорию «синхронности», объясняющую, каким образом внутренняя жизнь человека, его мысли иногда связаны с явно не имеющими никакого к ним отношения событиями в окружающем нас мире и даже влияют на них. Он также пытался найти взаимосвязь между снами и реальностью и подоплеку вещих снов.
Допуская, что существует связь между субъективным мышлением и внешним миром, легко напрашивается вывод: если наша внутренняя жизнь может ускорять ход внешних реальных событий, тогда, вероятно, некоторые сверходаренные люди способны при интенсивной внутренней концентрации и с помощью соответствующей техники действительно предвидеть события, которые произошли. В книге «Сны» Юнг пишет: «Во все времена, у всех рас и народов существовало суеверное отношение к снам, которые рассматривались как достоверный источник предсказаний... То, что сны бывают вещими, невозможно отрицать». «Синхронность» проявляется в жизни на первый взгляд от случая к случаю. Если кто-то вызывает ее по своей воле, это свидетельствует о почти магическом даре.
Джон Уильям Данн, конструктор воздухоплавательных аппаратов и автор книги «Эксперимент со временем» (1927), заметил, что ему в моменты глубоких раздумий или во сне являлись какие-то блуждающие образы, с которыми позже он, к своему удивлению, сталкивался в реальности. Пытаясь понять, насколько свойственны людям такие предчувствия, он попросил 20 человек записать содержание их снов сразу же после пробуждения и сообщить, стали ли в ближайшее время персонажи их снов частью реальности. Он был крайне удивлен, обнаружив, «как много существует людей, которые признают, что нередко наблюдают события до того, как они происходят. Но в то же время полагают, что предвидения подобного рода противоречат элементарной логике». В 1916 году Данну приснился взрыв на Лондонском оружейном заводе, производившем бомбы. Такой взрыв действительно произошел в январе 1917 года; в результате погибли 73 и получили ранения более 1000 рабочих. Данн интуитивно понял, что этот и подобные ему случаи доказывают, что отдельные сегменты реальности могут смещаться во времени.
Или возьмем случай с Джоном Годли – впоследствии лордом Килбрэкеном. В ночь на 13 марта 1946 года он увидел первый из своих провидческих снов. Ему приснилось, что он читает номер газеты за следующую субботу, и, проснувшись, он смог вспомнить результаты скачек на ипподроме и клички победителей – Биндала и Джуладина, первоначальные ставки на которых были 7:1. Сон настолько сильно подействовал на Годли, что он не только рассказал о нем своим друзьям, но и заглянул в утреннюю субботнюю газету. Выяснилось, что обе лошади – Биндал и Джуладин – участвуют в заездах. Он поставил на Биндала в надежде, что тот придет первым. Так и оказалось. Тогда Годли поставил весь свой выигрыш на Джуладина, который также выиграл. Провидческий сон полностью сбылся, за исключением того, что стартовые ставки на двух победителей были соответственно 5:4 и 5:2. Через месяц с небольшим Годли приснился другой сон, в котором он вновь увидел результаты скачек. Кличку одного из победителей, которую он запомнил, была Тьюбермор. В списке лошадей ни в одном из заездов на ближайших скачках такой клички не значилось, однако на скачках в Эйнтри в следующую субботу фигурировала лошадь по кличке Тубероза. Он поставил на нее, и Тубероза пришла к финишу первой.
В следующий раз ему приснилось, что он звонит по телефону букмекеру, который говорит ему: «Монументор, 5:4». Лошади под такой кличкой нигде не значилось, но, памятуя о случае с Тьюбермором и Туберозой, Годли поставил на Ментореса, который выиграл скачку при стартовой ставке 6:4. Приведенные выше примеры представляют собой интересную иллюстрацию общей закономерности: ведь в предсказаниях Нострадамуса тоже встречались имена не совсем точные, но схожие с реальными по своему значению или же закодированные анаграммами.
Юнг определяет синхронность как многозначительное совпадение, в котором ощущается скрытая связь между внутренней жизнью человека и внешними событиями. В одном из примеров Юнга говорится о его молодой пациентке, с которой он испытывал сложности, поскольку она «во всем разбиралась лучше других». Однажды она рассказала Юнгу свой забавный сон о жуке-скарабее, который встречается в Египте, но не в Европе. Во время ее рассказа вдруг раздался легкий стук в окно, затем стучать стали все громче. Наконец Юнг открыл окно, и в него влетел золотисто-зеленый жук-скарабей, разновидность майского жука. Юнг поймал его и вручил своей пациентке: «Вот ваш скарабей». В результате чрезмерный рационализм и упрямство пациентки растаяли, и сеанс психоанализа завершился быстро и успешно.
Катрены и пророчества Нострадамуса о событиях мировой истории