Всегда существовали маги, которые обладали даром видеть области, лежащие за пределами физической реальности, и Нострадамус не был исключением из их числа. Восприятие мира у этих людей предполагает, что, заглядывая в иные миры или реальности, они способны вызывать удивительные изменения на физическом уровне – удивительные потому, что нам, не знающим сложных связей между различными реальностями, кажутся поразительными результаты, которых способны достигнуть маги, в не меньшей степени, нежели радио поразило бы охотника из каменного века.
Хотя теоретически современному человеку ясно, как работает радио, все же никто не может увидеть в эфире радиоволны, которые передают звук. Так же обстоит дело и с магией. Если вы не усвоили теории «иных реальностей», например об астральном уровне, вам не понять и природу магии.
Маги всегда были склонны объяснять природу Вселенной в терминах сложной космологии и очень часто пользовались для этого метафорой «Дерева». Традиционный тому пример – использование иудейскими каббалистами в течение более 1000 лет образа Дерева жизни. К нему прибегали позднее многие поколения европейских магов, взяв на вооружение эту схему в качестве путеводителя по Вселенной.
Образ Дерева жизни является параллелью к идее о том, что время – это бесконечно разветвляющееся дерево. Каждая ветвь и побег – отдельная реальность, которая отличается, хотя бы и ненамного, от соседней ветки. Подобное видение «альтернативных реальностей» может объяснить, например, почему не сбылось по времени пророчество ясновидца Чиро о войне в Палестине, в которой должны были участвовать российские вооруженные силы (в настоящее время российские вооруженные силы участвуют в войне с террористами в Сирии на границе с Палестиной). В альтернативной реальности это предсказание, возможно, уже сбылось. В нашей же – нет. Фантастика? Возможно, но на основе гипотезы «альтернативных реальностей» можно объяснить также некоторые психические феномены, над разгадкой которых исследователи бьются уже более столетия. В данном случае идет речь о психических явлениях, которые связаны с почти точными предчувствиями, вещими снами и даже реальными видениями будущего, которые, по имеющимся наблюдениям, испытывают совершенно обычные люди – мужчины и женщины, отнюдь не претендующие на роль провидцев или обладателей каких бы то ни было сверхъестественных способностей. Для сравнения заметим, что современная наука как бы «отходит» от концепции элементов как строительных блоков материи и обращает свой взор к такой Вселенной, где сила (энергия) и форма (материя) превращаются одна в другую. Стивен Хоукинг в своей классической книге «Краткая история времени» проводит читателя по различным этапам научной мысли, начиная с древнегреческого философа Аристотеля к Ньютону и Эйнштейну и кончая новейшими теориями времени и пространства. На каждом этапе эволюции научного мышления отбрасывается все больше «определенностей».
Птолемей, например, – был уверен, что Земля – центр мироздания, а Солнце и планеты вращаются вокруг нее. В 1514 году Николай Коперник, наблюдая за изменениями формы Луны, высказал противоположную гипотезу: планеты вращаются вокруг Солнца, хотя эта теория стала общепризнанной лишь после того, как Галилео Галилей, используя телескоп, подтвердил ее в 1609 году, почти столетие спустя. Земля перестала быть центром Вселенной, заняв подобающее ей место среди прочих планет Солнечной системы.
В 1687 году Ньютон опубликовал сформулированный им закон всемирного тяготения, или гравитации. Спустя 130 лет начались исследования взаимосвязи между гравитацией и светом. Выяснилось, что даже такая «определенность», как свет, подвержена воздействию гравитации. В нашем столетии Эйнштейн обосновал концепцию, согласно которой материя и энергия могут быть взаимозаменяемыми. Великий ученый тем самым разделил идею магов о том, что Вселенная порождается взаимодействием энергии и формы. Тем не менее считалось, будто время должно быть «вечным». Однако Хоукинг установил, что «теория относительности положила конец идеи абсолютного времени... У каждого наблюдателя должна быть собственная система измерения времени». Если у каждого свой счет времени по причине индивидуального взгляда на мир, то человек необычного склада ума может наблюдать за временем, отличающимся от нашего на десятки – сотни лет. Нострадамус как раз открыл секрет этого искусственного смещения времени. Хоукинг отметает научные теории, с помощью которых предпринимаются попытки объяснить просчеты этой концепции, и постепенно его толкование Вселенной начинает выглядеть более мистическим, чем самые запутанные космологические изыскания магов.
Совершенно определенно можно сказать, что наша
жизнь не просто путешествие вниз по реке времени
– мы живем в чем-то бесконечно более сложном. Проблема, с которой мы
сталкиваемся при изучении наследия
Нострадамуса, его сочинений и трудов, и в частности его «Центурий»,
заключается в том, что мы просто лишены
возможности рассматривать его предсказания в
дальней перспективе. Мы способны видеть историю
лишь через небольшое окно – от эпохи, в которую
жил прорицатель, до настоящего дня, в то время как
Нострадамус мог свободно путешествовать во
времени вперед и назад, причем по различным
ветвям, то есть реальностям. В катрене 2 Центурии I
он говорит: «аи milieu des BRANCHES» – «между ВЕТВЯМИ».
Это относится к жрицам Бранха, а
также к разветвляющимся дорогам судьбы, о
которых рассказал в книге «Алеф» аргентинский писатель Хорхе
Луис Борхес.
В этом катрене высказано
скрытое предположение, что события истории
представляют собой не одну длинную сплошную
линию, как считают современные историки, а неуловимо тонкое переплетение событий и людей, позволяющее
путешествующему во времени остановиться в любой
точке и лицезреть события, отделенные друг от
друга многими десятилетиями и столетиями, но в
его видениях сближенные почти что в единое целое.
Такой подход к сочинениям Нострадамуса позволяет в определенной степени объяснить, почему его катрены как бы «прыгают» вперед и назад во времени без видимой логики. Быть может, прорицатель просто записывал то, что представало его взору, причем в том порядке, в каком ему являлись эти видения. Думается, их последовательность скорее реальное отражение того, как тесно сплетается прошлое с будущим, а не хитрый ход, намеренно созданный провидцем для усложнения расшифровки его катренов.
Возможно, что Нострадамусу было порой
трудно распутывать клубки времени: ведь в отличие от нас он не имел преимущества
обозреть задним числом многие события, происшедшие почти за 500 лет после
написания «Центурий». По-видимому, в данном случае мы все же имеем дело не со
специальным затуманиванием смысла, а получаем ключ к разгадке вопроса о строении
Ветвей времени.
И наконец, во многих теориях времени и
даже в самом простом прогнозировании признается, что если предшествующее
действие было не таким, как ожидалось, то и последующий ход событий сложится
по-другому. Действительно, если выбрать одну из тропинок, идущих от развилки в
саду, то ход событий уже никогда не сможет вернуться к первоначальному маршруту.
Время, события и люди уже разветвились в различных направлениях.
При принятии важного (или даже незначительного) решения существует определенный
выбор вариантов, и каждое решение заставляет вас идти по той или иной ветви в
соответствии с вашим выбором. Наши судьбы можно уподобить постоянным переходам
от одного веера решений к другому или от одной развилки садовых тропинок к
другой. Возможно, истинная природа нашей коллективной судьбы, то есть истории,
так же веерообразна. В этом случае неудивительно, что лишь немногие прорицатели
– такие, как Нострадамус, – сумели выбрать именно те дороги, по которым
человечество двигалось столетиями позже. Возможно, это объясняет, почему
предсказания, сформулированные в некоторых катренах,
сбывались не всегда или не полностью: эти четверостишия отражают видения
«альтернативной реальности» в конце той дороги, на
которую человечество не свернуло.
Катрены и пророчества Нострадамуса о событиях мировой истории