В 1660 году в Британии произошла реставрация Стюартов. Королем Англии, Шотландии и Ирландии стал Карл II. Ранние годы Карла II и его младшего брата Якова были отнюдь не счастливыми. В детстве они испытали ужасы гражданской войны. В отрочестве были свидетелями судебного процесса над их отцом – Карлом I и его казни, юность они провели в ссылке, где бедствовали, получая скудную финансовую поддержку от Франции и Голландии.
Однако первые годы
реставрации сложились для Стюартов удачно.
Роялистский парламент был уступчив до такой
степени, как не снилось их отцу. Они были
популярны в народе, если не считать приверженцев
«доброго старого дела», то есть
протестантов-республиканцев.
Но хорошее не длится долго – на Лондон
обрушились чума и пожар . Парламент
начал роптать – королевская семья оказалась
жадной до денег и ее подозревали в симпатиях к
католикам. Свою роль сыграла и непопулярная
война с Нидерландами – англичане потерпели ряд
поражений на море, голландцы даже вошли в Темзу и
уничтожили английские корабли.
К 1670 году английская казна опустела, и Карл II вместе со своим братом Яковом, герцогом Йоркским, решили последовать примеру, который был подан им с другого берега Ла-Манша. Это решение оказалось роковым: Яков, унаследовавший трон от брата в 1685 году, лишился короны, а в 1714 году династию Стюартов сменила Ганноверская ветвь. Все эти события были предсказаны Нострадамусом, но в 1670 году они еще были впереди и для Стюартов было бы полезным искать союза с Францией. Карл заключил его, подписав Дуврский договор, содержавший секретные протоколы, о которых стало известно лишь столетие спустя и согласно которым Карл получал большие субсидии в обмен на переход в католичество и подчинение британской политики – как внешней, так и внутренней – интересам Франции.
Людовик XIV де Бурбон, также известный как «Король-Солнце» (фр. Louis XIV Le Roi Soleil), также Людовик XIV Великий, (1638-1715) – король Франции и Наварры с 14 мая 1643 года.
Царствовал 72 года – дольше, чем какой-либо другой монарх крупнейших государств Европы. Людовик, в молодости переживший войны Фронды, стал убеждённым сторонником принципа
абсолютной монархии (ему часто приписывают выражение «Государство – это я»), укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты.
Царствование Людовика – время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий Век.
Король-Солнце, определявший политическую жизнь всей Европы на протяжении половины столетия, успел значительно укрепить мощь и престиж своей державы.
Франция забыла о внутренних распрях и обрела благоденствие, что и было предсказано Нострадамусом в катрене 89 Центурии X:
«Кирпичные стены превратятся в мраморные.
Пятьдесят семь лет в радость людям.
Обновлен акведук.
Здоровье, изобилие плодов, медоточивые времена».
Первая строка этого катрена представляет особый интерес – намек на Людовика XIV перекликается со словами римского историка Светония относительно императора Августа (63 год до нашей эры – 14 год нашей эры), который, по его словам, «увидел Рим кирпичным, а сделал его мраморным». Полунамек на двух правителей имеет особое значение, поскольку Людовика называли Король-Солнце, а Август посмертно был обожествлен как воплощение «Непобедимого Солнца».
Армия Людовика XIV была самой многочисленной, лучше всего организованной и руководимой. Его дипломатия господствовала над всеми европейскими дворами.
Французская нация своими достижениями в искусстве и науках, в промышленности и торговле достигла невиданных высот. Версальский двор (Людовик перенёс королевскую резиденцию в Версаль)
стал предметом зависти и удивления почти всех современных государей, старавшихся подражать великому королю даже в его слабостях. При дворе был введён строгий этикет, регламентирующий всю придворную жизнь.
Версаль стал центром всей великосветской жизни, в которой царили вкусы самого Людовика и его многочисленных фавориток (Лавальер, Монтеспан, Фонтанж). Вся высшая аристократия домогалась придворных должностей,
так как жить вдали от двора для дворянина являлось признаком фрондерства или королевской опалы. «Абсолютный без возражения, – по словам Сен-Симона, – Людовик уничтожил и искоренил всякую другую силу или власть
во Франции, кроме тех, которые исходили от него: ссылка на закон, на право считались преступлением». Этот культ Короля-Солнца, при котором способные люди все более оттеснялись куртизанами и интриганами,
неминуемо должен был вести к постепенному упадку всего здания монархии.
Годы правления Людовика XIV действительно характеризуются миром внутри
страны (не считая гонений на протестантов), но его внешняя политика была довольно агрессивна.
Впрочем, ради справедливости надо сказать, что воинственность Людовика, особенно в первые годы
правления, была естественной реакцией на впечатления детства, связанные с войнами, в том
числе и с гражданской.
Этот период смуты во Франции предвидел Нострадамус,
описавший его в катрене 58 Центурии X:
«Во время траура вероломный монарх
Пойдет воевать с юным Эматьеном.
Галлия трепещет, челн в опасности.
Испытывается на прочность Марсель,
А на Западе идут разговоры».
«Юный Эматьен», упоминаемый во второй строке катрена, – это Людовик, Король-Солнце, поскольку в классической мифологии
Эматьен был ребенком рассвета и, естественно, ассоциировался с солнцем. «Вероломный монарх» из
первой строки – испанский король Филипп IV,
который воевал с Францией во время ее
национального траура по случаю смерти в 1643 году
короля Людовика XIII. Что же касается трепещущей
Галлии (третья строка), то здесь имеется в виду
Фронда, выступавшая против чрезмерных налогов и
господства кардинала Мазарини. Сюда же стоит
отнести и другие беспорядки, которые
сопутствовали годам несовершеннолетия Людовика
XIV.
Слова «челн в опасности»
имеют, как это часто встречается в
«Центуриях» двойное значение. Первое связано со
сложным положением галликанской церкви в 1643-1661
годах. Второе – с расхождениями между Римом и
королем Людовиком XIV. Первое объясняется тем, что
в эти годы церковь была поставлена в трудное
положение из-за того, что главным духовником
Людовика XIV был сам кардинал Мазарини.
В катрене 58 Центурии Х
Нострадамус предсказал, что в результате
политики Людовика XIV, Короля Солнца, католическая
церковь, то есть челн апостола Петра, окажется в
опасности. Поскольку Людовик XIV был фанатичным
католиком (хотя и не всегда благочестивым), это
предсказание Нострадамуса представлялось
весьма сомнительным. Но на самом деле оно оказалось на удивление
верным, поскольку в то время, когда
дипломатические и военные успехи Людовика
достигли своего апогея и льстецы стали называть
его «славой Европы», вспыхнул давно назревавший
конфликт короля с папской церковью.
В основе конфликта лежали
права на владение некоторыми материальными
ценностями, а также свободными
приходами, которые, как считал король, должны были
принадлежать ему. Церковный собор Франции,
собравшийся в 1682 году, принял Декларацию,
содержавшую четыре пункта, согласно которым
папская власть ограничивалась законами и
обычаями королевства Франции и ее церкви, а
король во всех светских делах становился
независимым от церковной власти. Папа ответил на
это отказом рукополагать епископов, назначенных
Людовиком, что привело к новым интригам,
ослаблявшим как церковь, так и государство.
Людовику удалось склонить
Церковный собор на свою сторону, сыграв на
непримиримом отношении французской
церкви к протестантам. Хотя французские
протестанты, сторонники кальвинизма, и
пользовались правами, гарантированными Нантским
эдиктом 1598 года, католическая церковь Франции
начиная с 1651 года стала делать все, что было в ее
власти, чтобы статьи этого эдикта не имели
юридической силы.
Желая привлечь
галликанское духовенство на свою сторону в
конфликте с Римом, Людовик поддерживал его
политику с самого начала правления в 1661 году. С
тех пор и до 1685 года гугеноты (французские
кальвинисты) подвергались гонениям –
закрывались их школы, колледжи и больницы. На них
налагались различные штрафы, а когда эти меры
оказались неэффективными, в ход пошли войска. В
итоге Людовик в 1685 году отменил Нантский эдикт и
перешел к прямому преследованию протестантов,
что привело к восьмилетней гражданской войне,
предсказанной Нострадамусом 150 годами ранее.
Через три года после отмены Нантского эдикта окончательно провалились все попытки Людовика утвердить господство католической церкви в Англии), которые он предпринимал начиная с 1670 года. А помешал ему в этом Вильгельм, принц Оранский. И неудача Людовика, и личность его противника Нострадамусу были известны заранее, о чем он и написал в катренах 67, 68 и 69 Центурии II.
Вильгельм Оранский был
зятем английского короля Якова II, бывшего
герцога Йоркского и младшего брата Карла II. По
просьбе многих видных протестантов Британии
Вильгельм вторгся в Англию и вместе со своей
женой Марией захватил английский трон. Для
Людовика это был серьезный удар, что Нострадамус
также предсказал:
«Галльский
король родом из кельтских земель, находящихся справа
Увидев раздор в Великой Монархии,
Вознесет свой скипетр над тремя поверженными леопардами,
Назло высокопоставленному Капетингу».
Отменив в 1685 году Нантский эдикт, Людовик XIV решил, что он покончил с французскими кальвинистами. Многие протестанты приняли католичество, другие покинули свою страну, и все же гугенотские общины ухитрились выжить, особенно в таких труднодоступных районах, как Севеннские горы.
В 1703 году протестанты-горцы, доведенные до отчаяния жестокостью властей и кровавыми расправами, подняли мятеж и в течение восьми лет вели партизанскую войну против королевской армии. Сражались они храбро, но в конце концов были разгромлены.
Все это Нострадамус предсказал в
катрене 63 Центурии II :
«Армия галлов выступит против горцев.
Их обнаружат и заманят в ловушку,
И они погибнут от мечей...»
В чем-то это предсказание
расплывчато, и можно было бы поспорить, относится
ли оно к войне французской армии с
горцами-протестантами. Но его смысл
подтверждается содержанием катрена 64 Центурии II,
где говорится о последователях учения Кальвина и
упоминаются Севеннские горы:
«Жители Женевы высохнут от жажды и голода. Их надежды рухнут.
На грани краха будет и закон Себенн. Флот не сможет зайти в крупный порт».
В этом катрене единственная строка, требующая объяснений, – последняя. Судя по всему, здесь имеется в виду, что кальвинисты разных стран не смогут помочь «камизарам», как называли протестантов-партизан.
Катрены и пророчества Нострадамуса о событиях мировой истории