В катрене 77 Центурии VIII, Нострадамус предсказал, что в начале
нового тысячелетия земля после ядерной или
бактериологической войны будет завалена
трупами. Приведем это четверостишие полностью:
«Очень скоро антихрист уничтожит трех.
Его война продлится 27 лет.
Все еретики мертвы, заключены в тюрьмы, сосланы.
Земля будет покрыта красным градом, водой, кровью и трупами».
Кто эти трое (или три), которых уничтожит антихрист? Для всех толкователей Нострадамуса это пока остается тайной. Высказывались различные предположения. Некоторые считают, что речь идет о трех ведущих мировых державах. Другие считают, что это трое крупнейших мировых лидеров – духовных или светских. Оставим этот вопрос открытым, но кто тогда «еретики», упомянутые в третьей строке, и, наконец, кто такой антихрист?
С последнего вопроса и надо начинать анализ катрена. Согласно традиционным христианским верованиям, антихрист, верный слуга могущественного князя тьмы, придет на землю как лжеспаситель. Он посеет в мире хаос и обратит большинство человечества на путь духовного саморазрушения, который окончится их проклятием.
Это очень старое поверье, но оно живо и поныне. Уместно вспомнить, что в сравнительно недавнем прошлом такой образованный и благочестивый человек, как кардинал Маннинг (1808-1892), прочитал цикл лекций об антихристе и высказал свое убеждение в том, что некоторые странные события, связанные с распространением современного спиритизма, говорят о неизбежном и скором рождении и пришествии антихриста
Прав был или нет кардинал в своих утверждениях, сказать трудно. Но Нострадамус, безусловно, был с ним солидарен, поскольку придерживался аналогичных теологических концепций. Пытаясь интерпретировать катрены провидца, связанные с антихристом, надо прежде всего помнить, что идея о пришествии «сына Проклятия» была непременной частью «картины мира » не только Нострадамуса, но и любого образованного христианина той эпохи.
Отсюда следует, что Нострадамус, заглядывая в будущее и наблюдая там события и людей, вызывавших у него крайне отрицательное отношение, давал им характеристики, используя привычные для себя образы: пришествие антихриста, то есть появление творящего чудеса лжеспасителя, ученики которого будут слугами сил преисподней и властителей ада.
Другими словами, так же, как Нострадамус пытался описать войны XX века в терминах знакомой ему материальной культуры и военной техники, он говорил о тех нравственных позициях и вытекающих из них поступках, которые мы бы назвали бесчеловечными и ассоциирующимися с вечным злом, в терминах средневековой эсхатологии – религиозного учения о конце света. С самого зарождения христианства слово «антихрист » было символом злодейства. В представлении Нострадамуса и других христиан XVI века «Главный антихрист» являлся мессией зла – пророком дьявольских козней.
Типичным для эпохи Нострадамуса теологическим толкованием происхождения антихриста могут служить труды святого Роберто Беллармино (1542-1621). Он утверждал, что отцом антихриста станет инкуб – демон, вступающий в сексуальную связь с женщинами, а его мать будет заниматься черной магией.
Один доминиканский монах, живший
в XVII веке, писал, что антихрист – не только сын
дьявола, но к тому же он будет
«...Злобный, словно
безумец, обуреваемый ненавистью, никогда прежде не виданной на земле... Он будет
мучить христиан, как терзают проклятые души в преисподней. У него будет
множество имен, почерпнутых из синагогальных служб, и он сможет летать, когда
ему вздумается. Отцом, его будет Вельзевул, а дедом – Люцифер».
Во времена Нострадамуса эсхатологические верования, касающиеся событий, предшествующих Судному дню, были тесно связаны с традиционными представлениями о пришествии антихриста. Это означает, что если Нострадамус ясновидчески прозревал в будущем деяния и идеи Гитлера, Сталина и других диктаторов, то наверняка воспринимал этих людей как антихристов.
В этой связи полезно обратиться к отрывку из послания Генриху II,
вошедшего в первое издание «Центурий». В нем, как
уже говорилось , указаны точные даты
событий, происшедших в ходе Французской
революции. В этом отрывке содержится перечень
событий, которые, согласно Нострадамусу, будут
предшествовать правлению человека, названного
прорицателем «третьим (то есть Главным)
антихристом». Говоря о
«короле» (что в данном контексте означает любого
диктатора), который совершит множество
преступлений против церкви, Нострадамус
утверждает, что это чудовище
«...прольет больше крови священнослужителей, чем кто-либо сможет пролить вина...
Человеческая кровь будет литься по улицам и в храмах, словно вода после ливня. И
ближайшие к этим местам реки будут красны от крови... В тот же год и в последующие
годы разразится жесточайшая эпидемия. И
покажется это бедствие тем более неслыханным,
поскольку ему будут предшествовать голодные
годы. Все латинские народы посетит такая нужда,
какой не видывали со времен основания
христианской церкви... Великий наместник колпака [папа римский] ...окажется
беспомощным и покинутым всеми... И тогда
антихрист сделается принцем ада... содрогнутся
все народы, а продлится это 25 лет... Будут
происходить войны и битвы... И столько зла
причинит сатана... что почти весь мир от этого сгинет».
Есть знамение Христа, есть знамение Антихриста. Число 666 проникнуто богатой образной символикой. В откровении Иоанна Богослова это зверь, выходящий из воды с семью головами и десятью рогами. Это перевернутые вниз головой три девятки. В них сокрыта мудрость, и тот, кто сочтет число зверя – узнает имя Антихриста. Приводим кусок текста из Апокалипсиса, где отчетливо видна усложненная семантика этого символа и его бесчисленных интерпретаций. «Зверь, которого ты видел, был и нет его. (Сила дьявола в том, что он убедил людей в собственном несуществовании, – так можно интерпретировать смысл этого выражения). Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет – недолго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой из числа семи. Жена, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями».
«Великий Зверь» более могущественен, чем все демоны ада. Обладая силой дьявола, зверь этот, как говорилось в текстах, будет править землей три с половиной года. Он развяжет войну против святых и победит, оставляя после себя опустошенные земли; он обучит людей поклоняться идолам, и тех, кто откажется от этого почитания, ожидает страшная кара. Чтобы следить за распространением своей веры, он ставит на лбу или на руке число 666. У древних иудеев существовало описание как он выглядит: лысый, один глаз заметно больше другого, левая рука длиннее правой и будет он глух на левое ухо (это знак асимметрии). При поддержке злых правителей Земли и своего покровителя Антихриста, он поведет войну против ангелов божьих и битва произойдет под Армагеддоном. Здесь Антихрист встретит равного противника и будет попран бесчисленными ангелами со сверкающими мечами. Антихрист и зверь будут схвачены и брошены в огненное озеро с горящей серой. «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет, после сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Откр. 20: 2-3). В наше время этот символ разыгрывают так называемые «демократы» всех церквей, причем 6 июня является днем, когда устраиваются черные мессы и посвящения. Число 666 на уровне нумерологии – это сумма всех цифр в рулетке.
Если отбросить упоминание об антихристе как о «принце ада» и описание мира, сгинувшего в результате деяний сатаны, то это предсказание, написанное в прозе, позволительно соотнести с реальными политическими событиями грядущего. Если мы допускаем, что Нострадамус и другие ясновидящие могли знать ход будущих событий (или то, что произойдет в «альтернативной реальности»), то в данном отрывке нет ничего, что не заслуживало бы доверия читателя. Вполне возможно, что здесь говорится о каком-то диктаторе-монстре, который превзойдет в своих злодеяниях Гитлера и Пол Пота и будет определять ход мировой истории в течение четверти столетия.
Естественно, что Нострадамусу, знакомому лишь с техникой XVI века, подобный диктатор, обладающий ядерным и биологическим оружием, представлялся не человеком, а сущим дьяволом – антихристом либо его предтечей. Некоторые толкователи предсказаний вообще, и сочинений Нострадамуса в частности, утверждают (доводы их приводить здесь не будем – даже краткое их изложение заняло бы слишком много места), что пришествие диктатора-монстра, о котором прорицатель написал в своем послании Генриху II, нам следует ожидать в ближайшем будущем. Более того, эти толкователи считают, что «королем» будет третий, то есть Главный, антихрист. Они, как и Нострадамус, полагают, что именно это омерзительное существо «прольет больше крови священнослужителей, чем кто-либо сможет пролить вина». Что же касается массовой эпидемии и вселенского голода, то это будут последствия биологической войны. Третий антихрист – это, судя по всему, тот самый Король Ужаса, который сойдет с небес
в начале третьего тысячелетия.
Третий антихрист, который, по словам Нострадамуса, сотворит такое, что «кровь будет литься по улицам и в храмах, словно вода после ливня», отождествлялся многими толкователями с «сыном Проклятия», о котором говорится в Новом Завете, как о том, кто соблазнит многих «ложными чудесами». Аналогичный текст находим в 13-й главе «Откровения святого Иоанна Богослова». Там описывается «второй зверь», которого большинство комментаторов Нового Завета как раз и считают антихристом.
Вот что говорится в этом отрывке:
«...И увидел я другого зверя... и он говорил как дракон. И он... заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю... и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю...
И чудесами, которые дано было ему творить... он обольщает живущих на земле...»
Катрены и пророчества Нострадамуса о событиях мировой истории