На удивление много четверостиший в «Центуриях» говорят о периоде Английской революции – о борьбе между короной и парламентом, о первой и второй гражданских войнах, о диктатуре Оливера Кромвеля как лорда-протектора и о событиях, приведших в 1660 году к реставрации Стюартов.
Некоторые из этих толкований кажутся «притянутыми за уши»,
поскольку смысл туманно сформулированных
предсказаний провидца искажается, в то время как
необходима научно обоснованная интерпретация их закодированного содержания.
Возьмем, к примеру, катрен 81 Центурии III:
«Храбрый и бесстыжий болтун
Будет избран предводителем войска.
Дерзки его заявления, разрушен мост,
Город изнемогает от страха».
Многие толкователи Нострадамуса полагали, что первые две строки этого четверостишия, где говорится об отважном и бессовестном ораторе, ставшем во главе армии, относятся к Оливеру Кромвелю. А какой «город изнемогает от страха »? Считалось, что опорный пункт роялистов – Понтефракт, поскольку название этого города, пережившего в ходе гражданских войн две осады, образовано из двух латинских слов, означающих «мост» и «разрушенный». Есть еще одно по-разному интерпретируемое «кромвелианское» четверостишие, а именно катрен 56 Центурии VIII. Традиционно считалось, что в нем предсказана победа Кромвеля над шотландцами в битве при Данбаре.
Однако это стихотворение с типичной для Нострадамуса анаграммой, где подразумевается город Эдинбург, говорит скорее всего о битве при Каллодене, происшедшей в 1746 году. Несмотря на то что количество четверостиший, якобы посвященных Кромвелю, явно преувеличено, можно тем не менее утверждать, что Нострадамусу многое было известно о гражданской войне в Англии почти за сто лет до ее начала. Он, в частности, предсказал, что «Лондонский сенат приговорит своего короля к смерти». Об этом сказано в катрене 49 Центурии IX.
Возможно, что цифра 49 выбрана провидцем не случайно: Нострадамус знал дату казни Карла I, состоявшейся в 1649 году. Если внимательно прочитать четверостишия, несомненно или предположительно связанные с персонажами и событиями английской истории в период с 1641 по 1660 год, можно заметить антипарламентские настроения автора. Аналогичная политическая позиция Нострадамуса просматривается вообще во всех четверостишиях, где речь идет об эпохах революций и социальных взрывов. Видя через века, великий маг всегда был на стороне правителей и никогда – на стороне их подданных. Создается такое впечатление, что потоки крови, которые он постоянно представлял себе, застилали ему глаза и мешали дару ясновидения. Он много писал о страданиях, которые выпадут на долю монархов и аристократов, но редко замечал страдания простолюдинов.
Нострадамус, мягко говоря, не одобрял действий Кромвеля, который вызывал у провидца почти такое же резкое неприятие, как вожди Французской революции . Кромвеля он называет «мясником» и «ублюдком». Последнее из этих двух определений можно обнаружить в катрене 80 Центурии III, который в основном касается личности Карла I.
Поскольку Кромвель противопоставляется королю, то Нострадамус,
судя по всему, употребляет слово «ублюдок» не в
буквальном, а в метафорическом смысле, то есть
«человек низкого происхождения». «Мясник» же фигурирует в
катрене 76 Центурии VIII:
«Скорее мясник, чем король Англии.
Темного происхождения, он силой добьется власти.
Трус, без веры. Он зальет кровью землю.
Его время так близко, что я горестно вздыхаю».
Характеристика Кромвеля как «мясника» имеет двойной смысл. С одной стороны, имелась в виду резня среди мирного населения, неизбежно сопутствующая сражениям гражданской войны. С другой – существует легенда, что в XV веке предки Кромвеля были мясниками и кузнецами. На самом деле происхождение Кромвеля темно в том смысле, что оно не было аристократическим. Что касается «близости » его времени, то между датой первой публикации этого четверостишия и датой рождения Кромвеля, то есть 1597 годом, прошло около сорока лет.
Консерватор в прямом смысле этого слова, Нострадамус был приверженцем устоявшихся традиций и не одобрял нововведений и перемен, если они, по его мнению, не приводили к лучшему.
Этот консерватизм в сочетании с общепринятым в XVI веке почитанием принципа наследственной монархии отразился во многих его катренах, содержащих предсказания различных социальных взрывов. Так, например, многие четверостишия «Центурий», касающиеся Французской революции , отличаются не только достоверностью, но и – явным или скрытым – неодобрением действий ее лидеров.
Это хорошо просматривается в катренах, говорящих о казни Людовика XVI и Марии Антуанетты. Точно так же осуждал он и более ранние акты цареубийства – в частности, казнь английского короля Карла I, свершившуюся 30 января 1649 года.
И если говорить о предсказаниях провидца по поводу двух страшных бедствий, обрушившихся на Лондон в 1660 году, то он, безусловно, рассматривал их как божественную кару. Нострадамус конечно же верил в святость и неприкосновенность персон, в чьих жилах текла королевская кровь. Лондон, предсказывал он, сполна заплатит за казнь короля. Сравним строку катрена 51, звучащую как «Лондон потребует крови справедливого человека», и третью строку катрена 53,где говорится: «Кровь праведника, схваченного и осужденного без преступления». Совершенно очевидно, что процитированные выше две строки, как, впрочем, и оба катрена, были, тесно связаны друг с другом. В 53-м катрене Нострадамус не упоминал конкретно Лондон, но он говорил о «приморском городе». А ведь ни один крупный английский порт, кроме Лондона, не переживал в годы, указанные Нострадамусом, таких страшных бедствий. Поэтому можно смело утверждать, что, согласно предсказанию провидца, кровь праведника должна была пролиться именно в столице Англии.
Этот исторический документ – смертный приговор Карлу I, требующий крови «праведника», по выражению Нострадамуса, после чего становится ясным, что «кровь праведника» – это кровь незаконно осужденного и приговоренного к смерти Карла I. В обоих катренах французское слово «Дам» означало «собор святого Павла», обрисованный в последней строке катрена 53 Центурии II как «разъяренный», поскольку в момент казни короля Карла I его законные настоятели, приверженцы англиканской церкви, были изгнаны и заменены разного рода сектантами. Скептики, конечно, могут спросить: разве, кроме Карла I, не было в Лондоне праведников, казненных перед теми страшными бедствиями, что были предсказаны Нострадамусом? Почему «праведник», о котором говорится в этих катренах, непременно означает короля-мученика?
Этому есть три объяснения. Первое – упоминание собора святого Павла, где засели «притворщики», – так Нострадамус называл священнослужителей, которые были скорее сектантами, нежели просто раскольниками. Во времена Нострадамуса католики именовали англиканских священников и епископов именно раскольниками – официально инквизиция предала проклятию англиканские обряды лишь в 1896 году. Как раскольники, англиканские священники считались людьми, пребывающими в состоянии смертного греха, но не присвоившими священство, на которое не имели права. Период, когда в соборе святого Павла могли главенствовать те, кого Нострадамус называл «притворщиками», относится лишь к 1641–1662 годам. Стало быть, именно тогда была «пролита кровь праведника». Второе – слово «праведник» английские роялисты употребляли в отношении своего предыдущего монарха, что соотносилось с фразой из Библии «в переводе короля Якова» и во всяком случае звучало безопаснее, чем другой вариант -«венценосный мученик». И наконец, третье – в предпоследнем стихе катрена 49 Центурии IX Нострадамус предсказал, что лондонский «сенат» приговорит короля к смерти. Если объединить эти два катрена, то получится, что Нострадамус действительно предвидел события, происшедшие в Лондоне в 1649 – 1666 годах. Первые два из его предвидений касаются (в хронологическом порядке) «притворщиков» в соборе святого Павла и казни короля Карла I. Вторые два предвидения относились к бедствиям, о которых мы расскажем позже. Будучи человеком своего времени, когда считалось, что ход земных событий определен на небесах, Нострадамус был убежден, что бедствия, обрушившиеся на Лондон, были заслуженной карой за деяния его жителей.
Считается, что Нострадамус предсказал как вспышку бубонной чумы в Лондоне в
1665 году, так и последовавший за нею «Большой
пожар» 1666 года. Более того, он предугадал точную
дату пожара. Вот что он писал в катрене 51 Центурии II:
«Кровь праведника будет спрошена с Лондона.
Сожженная пожаром в три по двадцать и шесть,
Древняя дама упадет со своего возвышенного места.
И многие из той же секты будут убиты».
Смысл первой строки мы уже разъяснили. Смысл второй очевиден – Лондон сгорел дотла.Такие пожары случались в городе лишь дважды: в 1941 году, после налета немецких бомбардировщиков, и в 1666-м (66 – три по двадцать и шесть), когда пожар, начавшийся в пекарне, бушевал несколько дней, в результате чего выгорела большая часть Сити. Естественно, Нострадамус имел в виду именно этот пожар (цифра 66 не случайна).
Большой пожар в Лондоне в 1666 году,
предсказанный Нострадамусом и другими прорицателями.
«Древняя дама» – очевидно, собор святого Павла: Нострадамус часто обозначал словом «дама» церковь. А что касается «многих из той же секты», то это тоже храмы, которых в Лондоне сгорело более восьмидесяти. Как и многие другие предсказания провидца, это пророчество не могло быть основано на астрологии. Хотя астрологи делали и делают предсказания типа «в такой-то день, во время оппозиции Марса в созвездии Овна к Юпитеру, при соединении Овна и Солнца, находящегося в созвездии Близнецов, в квадратуре к Сатурну, существует большая вероятность возникновения крупных пожаров в Лондоне» – тем не менее их возникновение не позволяет предугадать события столь детально, как это сделал Нострадамус в процитированном выше катрене.
«Кровь праведника, схваченного и осужденного без преступления.
Большая дама разъярена притворщиками».
Как уже говорилось, приморским городом следует считать Лондон, и речь идет, судя по всему, именно о чуме 1665 года, когда Сити стал городом-призраком, на улицах которого росла трава, а почти все жители уехали в провинцию. Можно с уверенностью сказать, что процитированные выше два катрена были задуманы как связанные друг с другом, тем более что говорится в них о событиях, близких по времени. Судя по тому, в каком порядке опубликованы катрены, - большой пожар 1666 года и бубонная чума 1665 года.
Катрены и пророчества Нострадамуса о событиях мировой истории