Французская революция, называемая иногда «Великой», представляет собой мощное изменение социальной и политической систем Франции, произошедшее в конце XVIII века. Началом её послужило взятие Бастилии в 1789 году, а окончанием её разные историки считают переворот 9 термидора 1794 года, переворот 18 брюмера 1799 года, либо коронацию Наполеона в 1804 году. В этот период Франция из абсолютной монархии впервые стала республикой теоретически свободных и равных граждан.
События французской революции оказали значительное влияние как на саму Францию, так и на её соседей, и многими историками эта революция считается одним из важнейших событий в истории Европы. В современной исторической науке бытует также мнение, что революция началась с момента созвания Генеральных штатов. И, несмотря на то, что формально революция (то есть смена политического режима) не произошла, ученые подчеркивают, что сам факт созыва народных представителей был революционен.
17 июня 1789 года ассамблея третьего сословия объявила себя ассамблеей народа или Национальным собранием. Это вызвало недовольство короля и придворных. Однако депутаты третьего сословия были непреклонны. 23 июня на попытку разогнать Национальную ассамблею один из его вождей Мирабо ответил знаменитыми словами, что депутаты собрались по воле нации и удалить их можно лишь силой штыков. Король не решился на крайние меры, и Генеральные штаты влились в национальное собрание. Вокруг Парижа и Версаля стали собираться военные силы, что очень беспокоило и национальное собрание, и народ. Когда в столицу пришло, вдобавок, известие, что Неккер, в то время пользовавшийся громадной популярностью, получил отставку, и что ему даже приказано покинуть Францию, в Париже произошло восстание, в котором главную роль играли голодавшие от безработицы и дороговизны хлеба рабочие.
9 июля Национальное собрание объявило себя Учредительным Собранием. 14 июля – День взятия Бастилии. Параллельно королевской армии национальное собрание создало национальную гвардию, командиром которой стал маркиз Лафайет.
4 августа – отмена феодализма: Собрание отменило сословные преимущества, феодальные права, крепостное право, церковную десятину, привилегии отдельных провинций, городов и корпораций и объявлявшие равенство всех перед законом в уплате государственных налогов и в праве занимать гражданские, военные и церковные должности.
27 августа – декларация прав человека и гражданина. 22 сентября – Конвент провозгласил Францию республикой. В июне 1791 Людовик XVI тайно бежал из Парижа,
но был арестован и лишен власти.
21 сентября 1792 года открыл свои заседания Национальный конвент. Национальный конвент разделился на три фракции: левые якобинцы-монтаньяры, правые жирондисты и аморфные центристы. Монархистов в нем уже не было. Жирондисты спорили с якобинцами лишь по вопросу о масштабах революционного террора.
По решению Конвента гражданин Людовик Капет (Людовик XVI) был казнен за измену родине и узурпацию власти 21 января 1793 г.
Вандейский мятеж. Для спасения революции создается Комитет общественного спасения.
10 июня арест жирондистов силами национальной гвардии: установление якобинской диктатуры.
13 июля жирондистка Шарлотта Корде закалывает кинжалом Марата. Начало массового Террора.
Весной 1794 года сначала Эбер и его последователи, а потом и Дантон были арестованы, преданы революционному суду и казнены. После этих казней Робеспьер уже не имел соперников. Одной из первых его мер было установление во Франции, декретом конвента, почитания Верховного Существа, по мысли «гражданской религии» Руссо. Новый культ был торжественно объявлен во время церемонии, устроенной Робеспьером, который разыграл при этом роль первосвященника «гражданской религии».
Усиление террора ввергло страну в кровавый хаос, против которого выступили части Национальной гвардии, предпринявшие термидорианский переворот. Вожди якобинцев, включая Робеспьера и Сен-Жюста, были гильотинированы, а власть перешла Директории.
Предисловие Нострадамуса к
первому изданию «Центурий» представляло собой
послание Генриху II, выдержанное в
апокалипсических тонах. Эта часть книги дает
основание некоторым скептикам утверждать, будто
предисловие – не что иное, как перечень смутно
предчувствуемых катастроф и катаклизмов, что
позволяет некоторым искусным интерпретаторам
Нострадамуса привязывать его слова к любым
трагическим событиям, имевшим место на
протяжении последних 400 лет.
И все-таки есть в этом послании чрезвычайно важные и совершенно конкретные пророчества, которые сбылись в ходе истории. Одно из них представляет особый интерес в связи с соотнесенностью с 1792 годом и главным его событием. Вот оно:
«Затем наступит начало новой эры, которая вместит в себя все свое и будет она длиться долго, а первый ее год Христианская Церковь претерпит гонения, более жестокие, чем в Африке, и произойдет это в одна тысяча семьсот девяносто втором году».
Действительно, нельзя отрицать того, что предсказание Нострадамуса относительно новой эры, которую откроют события 1792 года, сделано с абсолютной точностью. Если и называть какой-либо год возвещающим новую эпоху – ту, в которой мы живем, – то это был, безусловно, 1792-й, причем с гораздо большим основанием, нежели 1776 год, когда североамериканские колонии Англии объявили о своей независимости, или 1789-й, когда Людовик XVI созвал Генеральные штаты. Событие, сделавшее 1792 год столь судьбоносным, произошло 10 августа, когда так называемая «чернь» захватила Тюильри - резиденцию королевской семьи после ее выезда из Версаля.
В действительности этот штурм был тщательно организован и блестяще спланирован повстанческим комитетом под руководством якобинцев, наиболее левого и радикального крыла в революционном движении, работавшего в тесном контакте с экстремистскими группами из Бреста и Марселя. При взятии Тюильри в рукопашных схватках повстанцы потеряли около 400, а роялисты – 800 человек. Король был вначале свергнут с трона и, наконец, казнен. Жертвами кошмарного сентября, когда происходила кровавая бойня, пали многие сотни брошенных за решетку священнослужителей, мужчин и женщин из высших слоев общества, а также рядовых роялистов, даже проституток и мелких преступников – все они были вырезаны санкюлотами, примкнувшими к якобинцам, которые были выходцами из среднего сословия. Парижская коммуна стала центральным правящим органом Франции. Последствия этого победоносного восстания, происшедшего жарким августовским днем 1792 года, оказали и продолжают оказывать влияние на каждого из нас и поныне. Попытка перечислить и прокомментировать их полностью практически невыполнима. Достаточно сказать, что события, имевшие место в 1792 году в Париже и предсказанные Нострадамусом за 250 лет до их свершения, привели к появлению новых идеологий, которые господствовали в мире в течение двух последних столетий. Родились секуляризм, национализм, революционная демократия и социализм.
Существует еще один важный аспект, о котором стоит упомянуть в связи с предсказанием начала новой эры в 1792 году. Именно в этом году во Франции революционерами-якобинцами был введен новый календарь. Традиционные названия 12 месяцев года, образованные на основе классической мифологии и истории, рассматривались радикальными революционерами как реликты прошлого и были отвергнуты. Изменен был также счет годов, чтобы в основе календаря не лежала христианская хронология.
Началом летосчисления провозглашалась полночь с 21 на 22 сентября 1792 года, и он назывался «Годом Республики». Год состоял из 365 дней и делился на 12 месяцев, каждый по 30 дней плюс пять дополнительных дней. Месяцы получили более «рациональные» названия.
Например, месяц, который считается самым теплым и начинается 22 июля, был назван «термидором» (в переводе «жаркий»).
Итак, предсказание Нострадамуса о сентябре 1792 года сбылось с поразительной точностью. Прорицатель предсказывал, что «новая эра будет длиться долго » и не встретишь людей, жалующихся на «очень холодный термидор» или «сырой ирериаль ». Однако те, кто читает теоретическую литературу по современному марксизму, постоянно сталкиваются с этими календарными названиями, даже с такими затертыми выражениями, как «термидорианская реакция». Таким образом, календарь Французской революции, введенный в 1792 году, в каком-то смысле присутствует в словесном обиходе каждого из живущих в настоящее время.
После 9-го термидора и казни Робеспьера революция отнюдь не окончилась. Якобинский клуб был закрыт, в конвент вернулись уцелевшие жирондисты. В 1795 году оставшиеся в живых сторонники террора дважды поднимали на конвент население Парижа (12 жерминаля и 1 прериаля), требовавшее «хлеба и конституции 1793 года», но конвент усмирил оба восстания с помощью военной силы и приказал казнить нескольких «последних монтаньяров».
Против революционной Франции образовалась коалиция государств из Австрии, России, Сардинии, Турции. Император Павел I послал в Италию Суворова, одержавшего над французами ряд побед и к осени 1799 очистившего от них всю Италию. Когда к внутренней неурядице присоединились внешние неудачи 1799 года, директорию стали упрекать в том, что она услала в Египет самого искусного полководца республики. Узнав о том, что делается в Европе, Бонапарт поспешил во Францию. 18 брюмера (9 ноября) произошёл переворот, в результате которого было создано временное правительство из трёх консулов – Бонапарта, Роже-Дюко, Сийеса.
Этот государственный переворот известен под названием «18 брюмера» и обыкновенно считается концом французской революции.
Катрены и пророчества Нострадамуса о событиях мировой истории