История и Пророчества

Магические искусства. Физиогномия.

Физиогномия
Менее четким по методике, но более артистичным в практическом приложении было искусство физиогномии, позволявшее судить о характере человека по чертам и выражению его лица. Развитию физиогномии способствовали, прежде всего, Иоганн из Индагине (Йегер из Нюрнберга) (1467 – 1537), Бартоломео Кокль (он же делла Рокка, 1467 – 1504) из Болоньи и француз Мишель Леско.

Кокль, который также был прославленным метопоскопом, опубликовал в 1523 году учебник по физиогномии, к которому прилагался список знаменитых людей с указанием грозящих им бед и опасностей. Этим поступком Кокль, в первую очередь, навлек опасность на себя самого. Итальянский историк Павел Иовий (1483 – 1522), впрочем, признает, что многие предсказания Кокля сбылись. О Леско, чья "Физиогномия" была издана в Париже в 1540 году, почти ничего не известно.

Книга Иоганна из Индагине, посвященная различным гадательным искусствам, вышла в свет в Страсбурге в 1531 году. Прямо на титульном листе ее мы находим отличный предмет для физиогномического исследования: портрет автора кисти Ханса Бальдунга. Наряженный в парчу и докторский берет, гордый Иоганн, преисполненный чувства собственной значимости, пренебрежительно взирает на нас из богато украшенного ренессансного окна.

Иоганн из Индагине Johannes ab Indagine

Иоганн из Индагине (Johannes ab Indagine), настоящее имя Иоганн Розенбах фон Хаген, немецкий астролог. Монах ордена картезианцев. Служил приходским священником в Штайнхайме, деканом приюта во Франкфурте, картезианским приором в Эрфурте. Затем был назначен на должность аббата известного в Средневековье Бурсфельдского аббатства. Известен также как Йегер из Нюрнберга.

Прочие гравюры из книги Индагине, выполненные в примитивно-грубоватом, лапидарном стиле, дышат жизнью и кипят эмоциями. На одной изображены двое бесчестных наглецов. Это шарлатаны, лгуны и распутники, о чем свидетельствуют толстые губы и привычка держать рот открытым. Зубы правильной формы говорят о честности и правдивости. Если зубы остры и растут тесно друг к другу, это указывает на здоровое телосложение и предвещает долгую жизнь. Если же они выдаются вперед, то изобличают дерзкого и напыщенного болтуна, а также предполагают неустойчивость характера. По поводу носов Индагине делает целый ряд любопытных наблюдений. Люди с крючковатыми носами – холерики; они смелы и властны. Если при этом у них заостренный подбородок, это означает, что им грозит какое-то физическое увечье. Такие же свойства имеет вздернутый нос. Если нос явственно крючковатый, человек склонен часто насмехаться над другими. Они, подобно носорогу из притчи, смеются над чужим уродством. В Древней Персии крупный нос был признаком красоты: Ксеркс по этой причине считался восхитительным красавцем. Люди с крупными носами, как правило, великодушны и смелы; в дружбе они верны и надежны.

Физиогномия

Физиогномия из трактата Иоганна Каспара Лафатера, художник Николас Чодовиески.

Важнейшим показателем в физиогномии являются волосы. Косматые люди – холерики: волосы у них становятся грубыми и сухими по причине "горячего" темперамента. Обладатели же мягких, шелковистых и гладких волос имеют миролюбивый, робкий и кроткий нрав. Рассуждения о глазах Индагине начинает с 22-го стиха 6-й главы Евангелия от Матфея: "...если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло". Здоровые глаза должны быть широко раскрытыми, чистыми, сверкающими и круглыми. Такая форма глаз свидетельствует о цельности натуры и крепком здоровье. Напротив, запавшие маленькие глаза – признак завистливости, злобы, гневливости и подозрительности.

Оба образца ушей, приведенные у Индагине, неблагоприятны и свидетельствуют о дурных наклонностях. Большие уши Индагине называет "ослиными", из чего естественным образом вытекает их физиогномическое толкование как признаков невежества и глупости. Маленькие же уши – "обезьяньи"; они указывают на непостоянство и частые заблуждения. "Компендиум физиогномии и хиромантии" Бартоломео Кокля (Страсбург, 1533) проиллюстрирован мастерски выполненными гравюрами. Имя художника осталось неизвестным, но источником вдохновения для него, очевидно, стала "пламенеющая" готика Страсбургского собора. Вслед за Индагине, Кокль изображает пару обладателей двух контрастных темпераментов, показателем которых служат волосы. Но если даже Кокль и заимствовал эти портреты из книги Индагине, то два новых типа волосатости стали его собственным изобретением. Мужчина, чьи виски густо покрыты волосами, простодушен, тщеславен, легковерен и упрям, отличается посредственным умом и несколько грубоват в манерах и речи. А бородатые мужчины жестоки и мстительны, имеют плохую память, неудачливы и алчны.

Человек с высоким и круглым лбом отличается свободомыслием, весел и умен. При этом он сговорчив и искусен во многих ремеслах. Его антипод – обладатель низкого лба, прикрытого волосами, – сварлив и скорее простодушен, нежели утончен. Если лоб очень низок, то человек прост в манерах, гневлив, жесток и жаден, но при этом ценит красоту, особенно – в архитектурных сооружениях. Люди, у которых округлый шишковатый лоб и редкие волосы, умны и предприимчивы, сохраняют великодушие и благородство даже во времена невзгод. Они ценят красоту и мирские удовольствия, любят почести и охотно принимают на себя ответственность. О характере человека могут свидетельствовать и ресницы. Мужчина с отогнутыми вверх ресницами тщеславен, надменен и т.д.; если же ресницы загибаются книзу, то он злобен, подвержен заблуждениям, нечестен, ленив и скрытен.

О глазах Кокль судит иначе, чем Индагине: большие круглые глаза, по его мнению, выдают в мужчине непостоянство и леность. Временами такой человек смел, а порою кроток; часто он говорит правду, но неожиданно может и солгать; короче говоря, он таков, каковы все люди, независимо от того, большие у них глаза или маленькие. Обладателя маленьких и глубоко посаженных глаз Кокль считает нехорошим человеком – подозрительным, злобным, вспыльчивым, лживым, похотливым, тщеславным и т.д. Впрочем, есть и другой тип маленьких глаз, означающий совсем иные черты характера. Маленькие круглые глаза указывают на робость, слабость и медлительность, а также легковерность. Раскосые глаза – признак мудрости, но также бесчестности и злобы.

Большой нос, по мнению Кокля, – хороший признак, и неважно, крючковат он при этом или прям. Человек с крупным носом миролюбив, но не застенчив, и, вдобавок, весьма умен. Временами он бывает вспыльчив, но быстро сменяет гнев на милость и долгое время остается великодушным и добрым. Люди со вздернутыми и приплюснутыми носами не слишком умны; они погрязли во лжи, суете и роскоши. При этом они непостоянны и, хотя сами освоили искусство лжи, легко верят лживым речам.
На одной из гравюр в книге Кокля изображена молодая пара с идеальной внешностью. Эти юноша и девушка совершенно здоровы как физически, так и душевно. Юноша одарен многочисленными талантами. Он ценит простые радости жизни и любит здоровую пищу, которую принимает только в отведенные для этого часы. У него отличное пищеварение и нормальная температура крови. Скромная юная дама на той же гравюре ни в чем ему не уступает.

Следующая глава →

Главная → История & Пророчества

История магии и оккультизма

Месопотамия §§ Искусство гадания | Тайны звезд и чисел | Вавилонская башня
Персия §§ Магия волос и ногтей | Изгнание демона-мухи
Древние евреи §§ Магия в Священном Писании
Египет §§ Погребальная магия | Подземный мир | Магическая сила слова | Культ Исиды
Греция §§ Сновидения, призраки и герои | Оракулы и астрология | Элевсинские мистерии
Гностицизм §§ Гностические секты
Римская империя §§ Неоплатонизм | Юлиан Отступник | Гибель языческой магии
Алхимия §§ Трисмегист | Герметизм | Философский Камень | Vas Insigne Electionis | Тайны
Алкагест §§ Поход против алхимии | Знаменитые трансмутации | Герметизм и христианские догмы
Средние века §§ Арабы и оккультизм | Маги Средневековья | Альберт Великий | Роджер Бэкон
Дьявол и Зло §§ Инфернальные помощники | Обличья демонов
Ведьмовство §§ Шабаш | Царство дьявола | Ведьмы | Суды над ведьмами | Дискуссии о ведьмах
Портреты §§ Мирандола | Тритемий | Агриппа | Парацельс | Нострадамус | Постель | Делла Порта
Каббала §§ Тайны Библии | Магия букв | Сефер Йецира | Арканы
Искусства §§ Астрология | Гадание | Метопоскопия | Физиогномия | Хиромантия | Таро | Скоморох
Реформаторы §§ Валентин Андреа | Тайные общества | Черные мессы и колдовские процессы
XVIII век §§ Вампиры | Разоблаченная магия | Масонские ложи | Сен-Жермен и Калиостро
Заключение §§ Мария Ленорман и Элифас Леви | Библиография

Top Mail.ru