Лейбниц Нострадамус История
История & Пророчества
Провидцы Прорицатели Контакты
Курт Зелигманн
История магии и оккультизма
Курт Зелигманн История магии и оккультизма
История великих гностиков, оракулов,
алхимиков, каббалистов, розенкрейцеров,
астрологов, медиумов, прорицателей и масонов

Магические искусства. Физиогномия.

Физиогномия
Менее четким по методике, но более артистичным в практическом приложении было искусство физиогномии, позволявшее судить о характере человека по чертам и выражению его лица. Развитию физиогномии способствовали, прежде всего, Иоганн из Индагине (Йегер из Нюрнберга) (1467 - 1537), Бартоломео Кокль (он же делла Рокка, 1467 - 1504) из Болоньи и француз Мишель Леско. Кокль, который также был прославленным метопоскопом, опубликовал в 1523 году учебник по физиогномии, к которому прилагался список знаменитых людей с указанием грозящих им бед и опасностей. Этим поступком Кокль, в первую очередь, навлек опасность на себя самого. Итальянский историк Павел Иовий (1483 - 1522), впрочем, признает, что многие предсказания Кокля сбылись. О Леско, чья "Физиогномия" была издана в Париже в 1540 году, почти ничего не известно. Книга Иоганна из Индагине, посвященная различным гадательным искусствам, вышла в свет в Страсбурге в 1531 году. Прямо на титульном листе ее мы находим отличный предмет для физиогномического исследования: портрет автора кисти Ханса Бальдунга. Наряженный в парчу и докторский берет, гордый Иоганн, преисполненный чувства собственной значимости, пренебрежительно взирает на нас из богато украшенного ренессансного окна.

Иоганн из Индагине Johannes ab IndagineИоганн из Индагине (Johannes ab Indagine), настоящее имя Иоганн Розенбах фон Хаген, немецкий астролог. Монах ордена картезианцев. Служил приходским священником в Штайнхайме, деканом приюта во Франкфурте, картезианским приором в Эрфурте. Затем был назначен на должность аббата известного в Средневековье Бурсфельдского аббатства. Известен также как Йегер из Нюрнберга.

Прочие гравюры из книги Индагине, выполненные в примитивно-грубоватом, лапидарном стиле, дышат жизнью и кипят эмоциями. На одной изображены двое бесчестных наглецов. Это шарлатаны, лгуны и распутники, о чем свидетельствуют толстые губы и привычка держать рот открытым. Зубы правильной формы говорят о честности и правдивости. Если зубы остры и растут тесно друг к другу, это указывает на здоровое телосложение и предвещает долгую жизнь. Если же они выдаются вперед, то изобличают дерзкого и напыщенного болтуна, а также предполагают неустойчивость характера. По поводу носов Индагине делает целый ряд любопытных наблюдений. Люди с крючковатыми носами - холерики; они смелы и властны. Если при этом у них заостренный подбородок, это означает, что им грозит какое-то физическое увечье. Такие же свойства имеет вздернутый нос. Если нос явственно крючковатый, человек склонен часто насмехаться над другими. Они, подобно носорогу из притчи, смеются над чужим уродством. В Древней Персии крупный нос был признаком красоты: Ксеркс по этой причине считался восхитительным красавцем. Люди с крупными носами, как правило, великодушны и смелы; в дружбе они верны и надежны.

Важнейшим показателем в физиогномии являются волосы. Косматые люди - холерики: волосы у них становятся грубыми и сухими по причине "горячего" темперамента. Обладатели же мягких, шелковистых и гладких волос имеют миролюбивый, робкий и кроткий нрав. Рассуждения о глазах Индагине начинает с 22-го стиха 6-й главы Евангелия от Матфея: "...если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло". Здоровые глаза должны быть широко раскрытыми, чистыми, сверкающими и круглыми. Такая форма глаз свидетельствует о цельности натуры и крепком здоровье. Напротив, запавшие маленькие глаза - признак завистливости, злобы, гневливости и подозрительности.

ФизиогномияФизиогномия из трактата Иоганна Каспара Лафатера, художник Николас Чодовиески.

Оба образца ушей, приведенные у Индагине, неблагоприятны и свидетельствуют о дурных наклонностях. Большие уши Индагине называет "ослиными", из чего естественным образом вытекает их физиогномическое толкование как признаков невежества и глупости. Маленькие же уши - "обезьяньи"; они указывают на непостоянство и частые заблуждения. "Компендиум физиогномии и хиромантии" Бартоломео Кокля (Страсбург, 1533) проиллюстрирован мастерски выполненными гравюрами. Имя художника осталось неизвестным, но источником вдохновения для него, очевидно, стала "пламенеющая" готика Страсбургского собора. Вслед за Индагине, Кокль изображает пару обладателей двух контрастных темпераментов, показателем которых служат волосы. Но если даже Кокль и заимствовал эти портреты из книги Индагине, то два новых типа волосатости стали его собственным изобретением. Мужчина, чьи виски густо покрыты волосами, простодушен, тщеславен, легковерен и упрям, отличается посредственным умом и несколько грубоват в манерах и речи. А бородатые мужчины жестоки и мстительны, имеют плохую память, неудачливы и алчны.

Человек с высоким и круглым лбом отличается свободомыслием, весел и умен. При этом он сговорчив и искусен во многих ремеслах. Его антипод - обладатель низкого лба, прикрытого волосами, - сварлив и скорее простодушен, нежели утончен. Если лоб очень низок, то человек прост в манерах, гневлив, жесток и жаден, но при этом ценит красоту, особенно - в архитектурных сооружениях. Люди, у которых округлый шишковатый лоб и редкие волосы, умны и предприимчивы, сохраняют великодушие и благородство даже во времена невзгод. Они ценят красоту и мирские удовольствия, любят почести и охотно принимают на себя ответственность. О характере человека могут свидетельствовать и ресницы. Мужчина с отогнутыми вверх ресницами тщеславен, надменен и т.д.; если же ресницы загибаются книзу, то он злобен, подвержен заблуждениям, нечестен, ленив и скрытен.


О глазах Кокль судит иначе, чем Индагине: большие круглые глаза, по его мнению, выдают в мужчине непостоянство и леность. Временами такой человек смел, а порою кроток; часто он говорит правду, но неожиданно может и солгать; короче говоря, он таков, каковы все люди, независимо от того, большие у них глаза или маленькие. Обладателя маленьких и глубоко посаженных глаз Кокль считает нехорошим человеком - подозрительным, злобным, вспыльчивым, лживым, похотливым, тщеславным и т.д. Впрочем, есть и другой тип маленьких глаз, означающий совсем иные черты характера. Маленькие круглые глаза указывают на робость, слабость и медлительность, а также легковерность. Раскосые глаза - признак мудрости, но также бесчестности и злобы.

Большой нос, по мнению Кокля, - хороший признак, и неважно, крючковат он при этом или прям. Человек с крупным носом миролюбив, но не застенчив, и, вдобавок, весьма умен. Временами он бывает вспыльчив, но быстро сменяет гнев на милость и долгое время остается великодушным и добрым. Люди со вздернутыми и приплюснутыми носами не слишком умны; они погрязли во лжи, суете и роскоши. При этом они непостоянны и, хотя сами освоили искусство лжи, легко верят лживым речам.
На одной из гравюр в книге Кокля изображена молодая пара с идеальной внешностью. Эти юноша и девушка совершенно здоровы как физически, так и душевно. Юноша одарен многочисленными талантами. Он ценит простые радости жизни и любит здоровую пищу, которую принимает только в отведенные для этого часы. У него отличное пищеварение и нормальная температура крови. Скромная юная дама на той же гравюре ни в чем ему не уступает.

Следующая глава



История магии и оккультизма
Месопотамия §§ Забывчивые боги | Искусство гадания | Тайны звезд и чисел | Вавилонская башня
Персия §§ Заратуштра | Магия волос и ногтей | Изгнание демона-мухи
Древние евреи §§ Воины Иеговы | Магия в Священном Писании
Египет §§ Сфинкс и магия | Погребальная магия | Путешествие в подземный мир | Магическая сила слова | Культ Исиды
Греция §§ Магия под маской философии | Сновидения, призраки и герои | Знамения, оракулы и астрология | Элевсинские мистерии
Гностицизм §§ Путь к спасению | Гностические секты
Римская империя §§ Магия в эпоху римских императоров | Неоплатонизм | Юлиан Отступник | Гибель языческой магии
Алхимия §§ Происхождение | Гермес Трисмегист | Герметизм | Философский Камень | Vas Insigne Electionis | Герметические тайны
Алхимия II §§ Алкагест | Выступления против алхимии | Знаменитые трансмутации | Философия герметизма и христианские догмы
Средние века §§ Магия в доарабскую эпоху | Арабы и оккультные сочинения | Маги Средневековья | Альберт Великий | Роджер Бэкон
Дьявол §§ Принцип зла | Инфернальные помощники | Обличья демонов
Ведьмовство §§ Одержимость | Шабаш | Царство дьявола | Ведьмы и инквизиторы | Процессы над ведьмами | Дискуссии о ведьмах
Дьявольские ритуалы §§ Черная магия
Портреты §§ Маг | Пико Мирандола | Тритемий | Агриппа | Парацельс | Нострадамус | Гийом Постель | Джамбаттиста делла Порта
Каббала §§ Христианские каббалисты и евреи | Тайны Библии | Магия букв | Сефер Йецира
Магические искусства §§ Пещера чудес | Астрология | Гадание | Метопоскопия | Физиогномия | Хиромантия | Таро | Арканы | Скоморох
Реформаторы §§ Розенкрейцеры | Валентин Андреа | Тайные общества | Черные мессы и колдовские процессы
Восемнадцатый век §§ Янсенизм | Вампиры | Разоблаченная магия | Масонские ложи | Сен-Жермен и Калиостро
Заключение §§ Мария Ленорман и Элифас Леви | Библиография


Copyright 2007-2017 © SB Ltd