История и Пророчества

Пико делла Мирандола. Астрологи, алхимики, маги Средневековья и эпохи Ренессанса.

Пико делла Мирандола (1463-1494)
Гравюра из "Небесной физиогномии" Джамбаттисты делла Порты сопровождается описанием черт внешности Пико: кожа у него была с желтоватым отливом, нежной окраски; тело его было пропорционально сложенным. У него были маленькие глаза, белки которых также отливали желтизной; худое лицо и тонкий нос; изящные губы. Лицо Пико было моложавым и ангельски красивым. "Fui di tanta altezza d'ingenio", - восклицает Порта на звучном итальянском наречии, и это означает, что Пико был пылок, отважен и возвышен духом. "Память у него была, словно у феникса, в речах и письме был он необычайно плодовит; он был философом и математиком, он исследовал тайны теологии. Он носил изящнейшие одежды, ел и пил мало. Изнуренный усердным учением и недостатком отдыха, он умер молодым".

Пико, граф Мирандола, родился в 1463 году в замке Мирандола близ Модены. Он развивался так быстро, что окружающие считали это чудом и сравнивали Пико с художником Мазаччо, который умер в возрасте двадцати семи лет, успев оставить глубокий след в истории живописи. В двадцать четыре года Пико приехал в Рим, где представил на публичный диспут разработанные им 900 тезисов. Многие из них были связаны с магией и каббалой – тайным учением, которое мы подробнее обсудим в следующих главах.

Пико Мирандола

Пико Мирандола
художник Кристофано дель Альтиссимо, 1400-е годы, Палаццо Медичи, Уффици, Флоренция.

По мнению делла Мирандолы, эти оккультные системы содержали в себе доказательства божественности Христа. Но план Пико не был одобрен церковью. Папа Иннокентий VIII, к тому времени уже прославившийся необычайно суровым отношением к проблеме ведьмовства, назначил комиссию для изучения теории Пико. Комиссия вынесла неблагоприятный вердикт: четыре тезиса были определены как безрассудные и еретические, другие шесть также были осуждены, хотя и менее сурово, и, наконец, еще три тезиса были названы ложными, еретическими и ошибочными.

Пико отстаивал возможность предсказаний будущего по сновидениям, при помощи оракулов, духов и знамений, а также по поведению птиц и по внутренностям животных. Последние два метода, будучи откровенно языческими, естественно, не могли прийтись по вкусу римским теологам. Неприемлемыми для них оказались и симпатии Пико к халдейским оракулам и орфическим гимнам. Некоторые из предложений Пико отдают неоплатонизмом: вслед за Проклом он говорит о младших божествах.

Но конечная цель Пико состояла вовсе не в том, чтобы воскресить старые, более или менее известные, магические идеи и ввести в обиход новые. Он ставил перед собой гораздо более амбициозную задачу: примирить санкционированный церковью аристотелизм с платонизмом, который заново открывали для себя ученые эпохи Ренессанса. Достичь этой цели он надеялся при помощи каббалы, которую изучал по совету своих наставников-евреев.

С осуждения, которому подверглись в Риме его тезисы, неприятности Пико только начались. Он имел дерзость составить апологию (опубликованную в 1487 году), где защищал тринадцать отвергнутых тезисов и обвинял членов комиссии в ереси, намекая, вдобавок, в предисловии, что они не умеют грамотно выражаться на латыни. Для "заикающихся варваров" это было уже чересчур. Два епископа, облеченные инквизиторскими полномочиями, призвали мятежника к смирению. Публикация его тезисов была запрещена папской буллой. Пико бежал во Францию, где папский нунций все же арестовал его и заключил в Венсенскую тюрьму. Впрочем, благодаря вмешательству Лоренцо Медичи и других влиятельных покровителей Пико было вскоре дозволено вернуться во Флоренцию. Но Иннокентий VIII хранил враждебное молчание. И только пришедший ему на смену Александр VI простил Пико и избавил его от преследований инквизиции. Это произошло за год до смерти делла Мирандолы, скончавшегося в 1494, на тридцать первом году жизни.

Следующая глава →



Главная → История & Пророчества

История магии и оккультизма

Месопотамия §§ Искусство гадания | Тайны звезд и чисел | Вавилонская башня
Персия §§ Магия волос и ногтей | Изгнание демона-мухи
Древние евреи §§ Магия в Священном Писании
Египет §§ Погребальная магия | Подземный мир | Магическая сила слова | Культ Исиды
Греция §§ Сновидения, призраки и герои | Оракулы и астрология | Элевсинские мистерии
Гностицизм §§ Гностические секты
Римская империя §§ Неоплатонизм | Юлиан Отступник | Гибель языческой магии
Алхимия §§ Трисмегист | Герметизм | Философский Камень | Vas Insigne Electionis | Тайны
Алкагест §§ Поход против алхимии | Знаменитые трансмутации | Герметизм и христианские догмы
Средние века §§ Арабы и оккультизм | Маги Средневековья | Альберт Великий | Роджер Бэкон
Дьявол и Зло §§ Инфернальные помощники | Обличья демонов
Ведьмовство §§ Шабаш | Царство дьявола | Ведьмы | Суды над ведьмами | Дискуссии о ведьмах
Портреты §§ Мирандола | Тритемий | Агриппа | Парацельс | Нострадамус | Постель | Делла Порта
Каббала §§ Тайны Библии | Магия букв | Сефер Йецира | Арканы
Искусства §§ Астрология | Гадание | Метопоскопия | Физиогномия | Хиромантия | Таро | Скоморох
Реформаторы §§ Валентин Андреа | Тайные общества | Черные мессы и колдовские процессы
XVIII век §§ Вампиры | Разоблаченная магия | Масонские ложи | Сен-Жермен и Калиостро
Заключение §§ Мария Ленорман и Элифас Леви | Библиография

Top Mail.ru