Средние века. Магия в доарабскую эпоху
Древняя Персия ► Магия волос и ногтей – Изгнание демона-мухи
Древние евреи ► Магия в Священном Писании
Египет ► Погребальная магия – Подземный мир – Магическая сила слова – Культ Исиды
Греция ► Сновидения, призраки и герои – Оракулы и астрология – Элевсинские мистерии
Гностицизм ► Гностические секты
Римская империя ► Неоплатонизм – Юлиан Отступник – Гибель языческой магии
Алхимия ► Трисмегист – Герметизм – Философский Камень – Vas Insigne Electionis – Тайны
Алкагест ► Поход против алхимии – Трансмутации – Герметизм и догмы
Средние века ► Арабы – Маги Средневековья – Альберт Великий – Роджер Бэкон
Дьявол и принцип Зла ► Инфернальные помощники – Обличья демонов
Ведьмы и инквизиция ► Шабаш – О дьяволе – Ведьмы – Суды – Дискуссии – Ритуалы
Алхимики ► Мирандола – Тритемий – Агриппа – Парацельс – Нострадамус – Постель – Порта
Каббала ► Тайны Библии – Магия букв – Сефер Йецира
Искусства ► Астрология – Гадание – Метопоскопия – Физиогномия – Хиромантия
Карты Таро ► Арканы – Скоморох
Реформаторы ► Валентин Андреа – Тайные общества – Черные мессы
XVIII век ► Вампиры – Магия 18 века – Масоны и ложи – Сен-Жермен и Калиостро
XIX век ► Мария Ленорман – Элифас Леви – Библиография
Магия в "доарабскую" эпоху
Простившись с искусством Гермеса и его удивительными адептами, вернемся к эпохе
раннего Средневековья. Миновало уже семь столетий с той поры, как на магию
обрушились жестокие гонения. Она почти истреблена. Церковь же выстроила свой
дворец на прочном фундаменте и не чувствует больше никакой угрозы своему
благополучию. Из этого-то чувства безопасности и родилась относительная
терпимость, пришедшая на смену былой жестокости. Специалисты в области народных
верований и обычаев прошлого наглядно продемонстрировали этот факт.

Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (480-524), римский философ, государственный деятель, богослов.
Ранние законы против магии подчас оказываются необычайно мягкими и снисходительными. В "Салической правде" – сборнике обычного права салических франков – говорится, что "ведьма, евшая человеческую плоть и уличенная в этом преступлении, да заплатит восемь тысяч денариев, то есть двести золотых пенни". Штраф велик, но и преступление чудовищно для эпохи, когда склонность к некрофагии не могла объясняться психическими расстройствами и воспринималась исключительно как гнусное извращение, заслуживающее тяжкой кары.
"Салическую правду" утвердил король Хлодвиг I (466 – 511). Она предписывает штраф в семьдесят два пенни и половину золотой монеты за насылание чар при помощи колдовских узлов. Как ни странно, большинство штрафов за преступления, совершенные при помощи магии, оказываются не столь крупными, как за оговор – несправедливое обвинение человека в занятиях колдовством.
Согласно другому кодексу той эпохи, "Рипуарианской правде", всякое зло, причиненное колдуном – будь то членовредительство или ущерб, нанесенный имуществу, – каралось исключительно денежной компенсацией. В сомнительных случаях обвиняемый мог даже отвести от себя подозрения, поклявшись в невиновности.

Беда Достопочтенный (675-735), англосаксонский теолог и летописец, монах, святой католической церкви.
По законам Карла Великого, чародея или колдуна сажали в тюрьму, и в течение трех месяцев он должен был каяться. Закон Уитреда, короля Кента, изданный в 690 году, повелевает: "Если раб принес жертвы бесам, да заплатит он шесть шиллингов, или будет подвергнут порке!". Примечательно, что для знатных людей наказание за подобные проступки было более суровым, чем для простолюдинов.
В древнейшем из дошедших до нас сборников дисциплинарных мер, применявшихся церковью, – "Liber Poenitentialis" святого Леонарда (VII век) – за столь гнусное преступление, как принесение жертвы бесам, назначается "один год покаяния, если это деревенщина из низкого сословия; если же это более знатный человек, то десять лет".
Иное дело, если речь шла о жизни короля или любого члена королевской семьи. Попытка убить правителя при помощи колдовства каралась очень жестоко. Иногда обвинение в колдовстве служило лишь предлогом для избавления от какого-нибудь неудобного придворного. Однако законодательство той эпохи вовсе не требовало столь суровых мер, как те, что применялись в ходе подобных процессов.
Если были законы против колдовства, значит было и колдовство. Магию не удалось искоренить окончательно, что можно понять уже из вышеизложенной истории алхимического искусства. Правда, герметизм развивался, главным образом, на Востоке, а ранние схоласты Франции, Испании и Англии почти не упоминают о нем.
Но зато из западноевропейских трактатов мы узнаем, что в среде простого народа сохранилось множество языческих обычаев: наведение чар, магические узлы, ношение масок и костюмов фантастических животных, ночные сборища колдунов, использование в магических целях талисманов, трав, камней и ядов, заклинания и заговоры, поклонение демонам, – все эти и многие другие приемы практической магии оставались в ходу в эту обманчиво спокойную эпоху. В магию верили все – в том числе ученые, правители и священники.
Четкого разграничения между магией и колдовством авторы того времени не проводят. Большинство из них осуждает подобные занятия, и лишь немногие считают чародейство предметом, достойным исследования. С астрологией дело обстояло сложнее. Знакомство с философией внушало ученым более высокое уважение к звездочетам и математикам, чем к простым колдунам. Так, Боэций (480? – 524?), автор знаменитого "Утешения философией", верил в то, что звезды оказывают влияние на людей и земные события.

Григорий I Великий (Gregorius Magnus), в православной традиции Григорий Двоеслов (540-604), папа Римский с 590 года. Миниатюра из сочинений Рабана Мавра, Кентербери, около 980 года.
Исидор Севильский (560? – 636) был менее искушен в философии, но зато больше интересовался самым простым колдовством. Он верил в знамения, чудеса и мистический смысл рождения уродов. В историческом обзоре он называет изобретателями магии Зороастра и Демокрита. Магию Исидор отождествляет с колдовством, с чарами, возмущающими воздух, и заклинаниями, насылающими смерть. Будущее, по его мнению, можно узнать посредством гадания, и т.д. Порицая магию, Исидор заимствует аргументы у отцов церкви.
Английский историк и монах Беда Достопочтенный (675 – 735) тоже верил в чудеса и
гадания. Григорий Великий, папа с 590 по 604 год, уделяет основное внимание тем
областям магии, которые так или иначе связаны с церковной практикой. Его
излюбленная тема – одержимость человека бесами. Григорий на удивление
легковерен: он принимает за чистую монету самые разнообразные суеверия и сказки.
Много рассуждает он также о чудесах, совершавшихся святыми.
Помимо подобных сочинений, в ходу были также довольно путаные компиляции из
фрагментов античных текстов. Такие сборники ошибочно приписывались различным
знаменитым авторам древности. Жалкими крохами древней мудрости приходилось
довольствоваться тем, кто искал пищу для размышлений в эти бесплодные времена.
Следующая глава ►
Главная ► История & Пророчества