Джамбаттиста делла Порта. Астрологи, алхимики, оккультисты эпохи Ренессанса
Древняя Персия ► Магия волос и ногтей – Изгнание демона-мухи
Древние евреи ► Магия в Священном Писании
Египет ► Погребальная магия – Подземный мир – Магическая сила слова – Культ Исиды
Греция ► Сновидения, призраки и герои – Оракулы и астрология – Элевсинские мистерии
Гностицизм ► Гностические секты
Римская империя ► Неоплатонизм – Юлиан Отступник – Гибель языческой магии
Алхимия ► Трисмегист – Герметизм – Философский Камень – Vas Insigne Electionis – Тайны
Алкагест ► Поход против алхимии – Трансмутации – Герметизм и догмы
Средние века ► Арабы – Маги Средневековья – Альберт Великий – Роджер Бэкон
Дьявол и принцип Зла ► Инфернальные помощники – Обличья демонов
Ведьмы и инквизиция ► Шабаш – О дьяволе – Ведьмы – Суды – Дискуссии – Ритуалы
Алхимики ► Мирандола – Тритемий – Агриппа – Парацельс – Нострадамус – Постель – Порта
Каббала ► Тайны Библии – Магия букв – Сефер Йецира
Искусства ► Астрология – Гадание – Метопоскопия – Физиогномия – Хиромантия
Карты Таро ► Арканы – Скоморох
Реформаторы ► Валентин Андреа – Тайные общества – Черные мессы
XVIII век ► Вампиры – Магия 18 века – Масоны и ложи – Сен-Жермен и Калиостро
XIX век ► Мария Ленорман – Элифас Леви – Библиография
Джамбаттиста делла Порта (Giambattista della Porta) (1538–1615). Эпоха Возрождения воспитала в этом человеке воображение, гибкость ума и дерзость мысли. Джамбаттиста делла Порта был поборником магических представлений и описывал мир в алхимических терминах, однако отдельные его эксперименты имели несомненно научный характер. Он добавил линзы в конструкцию камеры-обскуры, заслужив тем самым титул "отца фотографии".
Кроме того, он изобрел и описал несколько других оптических инструментов. Современная офтальмология обязана ему обширным исследованием природы человеческого глаза. В поздние годы жизни Джамбаттиста делла Порта собирал коллекцию редких животных, плодов и минералов и выращивал у себя в саду экзотические растения. Многие специально приезжали в Неаполь, чтобы посмотреть на этот частный музей, один из первых в своем роде, и на ботанический сад Порты. Весьма вероятно, что именно пример Порты вдохновил иезуита Атанасиуса Кирхера (1601 – 1680) на создание знаменитой коллекции редкостей в Риме.
Джамбаттиста делла Порта
Утверждали, будто учителем Порты был Арнальдо де Виланова. Однако последний умер в 1311 году, за двести двадцать семь лет до рождения Порты. И все же труды Арнальдо, по-видимому, и впрямь оказали на Порту заметное влияние, ибо в них содержатся идеи, которые мы встречаем и в книге Порты "Натуральная магия". Кроме того, оба эти исследователя подчеркивают важность эксперимента. И только в одном вопросе они занимают совершенно непримиримые позиции, – в вопросе влияния звезд на человеческое тело, на черты внешности человека, его телосложение и судьбу.
Кейси Э. Вуд в своей статье (Нью-Йорк, 1935) делает из книги Порты "Небесная физиогномия" вывод, что этот неаполитанский врач твердо верил в астрологию, и объясняет приверженность Порты подобному "суеверию" влиянием церкви. Но оба эти утверждения ошибочны. Во-первых, церковь никогда не выступала поборницей астрологии; во-вторых, Порта в упомянутой книге многократно повторяет, что телосложение и склонности человека зависят не от звезд, но от телесных соков: "Ансамбль созвездия, утверждают астрологи, подобен картине, черпающей силу из сочетания различных красок. Панорама неба в момент рождения человека предопределит его привычки, наклонности и предрасположенность к тем или иным болезням. Так говорят астрологи; однако дела обстоят иначе, и все эти вещи происходят вовсе не от планет; по нашему мнению, их предопределяют соки...".
Возникает вопрос: откуда берутся эти соки? Люди, которым приходится тяжело трудиться, как, например, крестьяне, становятся сухими и горячими: влага выходит из их тела с потом. Они питаются грубой пищей, как и их родители. Все это приводит к тому, что телесные соки у них формируются иначе, чем у людей, которые живут спокойно, часто отдыхают, едят сочную пищу: у последних соки будут более уравновешенными и текучими, а кожа – более нежной. "Облик человека – это дар, ниспосланный небесами; не планетными небесами, но Богом-Творцом, наделяющим и украшающим человека особым характером. И этот характер и эти черты могут быть красивы, великолепны, величественны, ибо они созданы по образу райскому, образу ангелов и, наконец, самого Бога, в Коем пребывает сумма всей красоты, великолепия и величия...". Джамбаттиста делла Порта отстаивает свободу воли и возможность развития от низшего уровня к высшему, ибо лично знает нескольких человек низкого происхождения, которые обрели мудрость и добились почестей.
В том, что к самому Порте небеса были благосклонны, усомниться трудно. Уже в шестилетнем возрасте он писал сочинения по-латыни и по-итальянски. К пятнадцати годам он завершил три книги своего обширного труда "Натуральная магия", который неоднократно переиздавался и впоследствии был дополнен автором. В юности Порта вместе с братом путешествовал по Италии, Испании и Франции, посещая ученых и беседуя с ними. Вернувшись в Неаполь, он основал в 1560 году Академию Тайн Природы, но папа Павел V распорядился закрыть ее. Порту вызвали в Рим и потребовали отчитаться о деятельности Академии. Видимо, он дал вполне удовлетворительные объяснения, ибо после этого случая церковные власти оставили его в покое. Порта написал две трагедии и множество комедий, одна из которых, под названием "Астролог", не сходила со сцены вплоть до XVIII века. Известно, что эта комедия ставилась в Лондоне в 1773 году. Вкладом Порты в геометрию является труд "О криволинейных элементах"; перу этого неаполитанского врача принадлежат также трактаты по архитектуре и гидравлике, которые никак нельзя причислить к оккультным произведениям.
И тем не менее, картина мира Джамбаттисты делла Порты была магической. В этом он похож на Пико делла Мирандолу, который временами также отвергал астрологию, но принимал другие магические представления. Систему Порты можно определить как магико-спиритуалистическую метафизику, в рамках которой он постоянно проводил аналогии между растениями, животными и людьми. Сходные по качеству соки, – утверждал он, – можно обнаружить в организмах, связь между которыми выявляется лишь на основе мистических соответствий. Похожие по форме растения и животные взаимосвязаны и по своей природе. Древесный лист, подобный по форме оленьим рогам, имеет характер оленя. Лошадь – благородное животное; следовательно, высоко поднятая голова и прямая спина при походке – признак благородства. Человек, внешне похожий на осла, подобен этому животному и по своему характеру: он столь же робок, упрям и нервозен. Человек, похожий на страуса, столь же робок, изящен, норовист и флегматичен, как страус. Человек, похожий на свинью, обладает "свинскими" повадками и чертами характера: он жадно ест, он груб, раздражителен, недисциплинирован, грязен, глуп и нескромен. Точно так же человек, похожий на ворона, дерзок и бесстыден; человек, похожий на быка, упрям, ленив и гневлив; человек, имеющий "львиную" форму губ, энергичен, великодушен и отважен; человек, напоминающий внешне барана, робок и застенчив, но в то же время злобен. За годы медицинской практики Джамбаттиста делла Порта имел много возможностей наблюдать за своими пациентами и изучать их характер и внешность. Результаты этого кропотливого труда изложены в его книге "Физиогномия", где они сведены в удивительно стройную систему, опровергнуть которую не так-то просто.
Джамбаттиста делла Порта, Магия Натуралис, 1644 год, издание хранится в Национальном музее криптологии, Мэриленд, США.
Ранние опыты Порты в области физиогномии оказали влияние на философа XVIII века
Иоганна Каспара Лафатера (1741 – 1801), который посвятил целый ряд работ
искусству оценки человека по чертам внешности. В его сложную и тщательно
разработанную систему вошли морфологические, антропологические и анатомические
исследования, а также труды по приложению физиогномии к театру и живописи.
Лафатер цитирует Порту и использует иллюстрации из его "Физиогномии". При этом
по поводу гравюры Порты с изображением "бычьего" лица Лафатер с возмущением
замечает: "Найдутся ли среди миллиона людей хотя бы двое, которые до такой
степени походили бы на это животное? Но найдись даже один-единственный человек
такого типа, насколько все же он превосходил бы быка!"
Основываясь на мнениях античных авторов, таких, как Плиний, Джамбаттиста делла
Порта включает в свою теорию идею о том, что одни существа от природы испытывают взаимное
влечение, а другие – взаимное отвращение. На этих двух принципах строится весь
сотворенный мир; они уравновешивают и объединяют все сущее. В "Натуральной
магии" Порта, называя эти принципы "разладом" и "согласием", утверждает, что
"одни вещи соединены друг с другом, находясь как бы во взаимном союзе, а иные
пребывают в противоречии и несогласны друг с другом; либо в каждой этих
последних заключено нечто такое, что ужасает другую и воздействует на нее
разрушительно, чему нельзя обнаружить видимой причины". Далее Порта приводит
множество примеров подобных реакций. Дикий бык, привязанный к смоковнице, скоро
станет ручным благодаря симпатии, объединяющей сущность этих двух творений.
Симпатия эта распространяется на всякое взаимодействие между ними – вплоть до
того, что говядина, сваренная с листьями смоковницы, становится чрезвычайно
нежной (согласно Порте, этот факт был известен еще Зороастру).
В книге "Magia Naturalis", посвященной натуральной магии, Порта описывает еще множество
разнообразных чудес. Упоминает он и "чудо" спонтанного зарождения живых тварей
из гниющей материи, о котором часто говорили еще древние. Кроме того, он, не
опасаясь упреков в подстрекательстве к мошенничеству, рассказывает, как сделать
хлеб тяжелее, изменив вес пшеницы, дает инструкции по подделке драгоценных
камней и наставления в прочих сомнительных искусствах, узнать о которых побольше
добропорядочным читателям, безусловно, было весьма интересно. В главе,
посвященной физике, Порта повествует, как свести человека с ума на один день и
как усыпить человека с помощью корня мандрагоры. Говорится в этой главе и о том,
как вызывать приятные и беспокойные сновидения. С этой целью нужно дать человеку
определенную пищу: бобы, чечевицу, репчатый лук, лук-порей, чеснок и т.д., в
зависимости от желаемого результата. Отдельные разделы своей книги Порта
посвящает искусствам дистилляции, изготовления фейерверков, кулинарии, охоты и
рыбалки и прочим занятиям, которые делают жизнь приятней и легче.
Для страдающих слабым зрением Порта включает в свою книгу описания очков с
выпуклыми и вогнутыми линзами, а также других удивительных оптических приборов.
И, наконец, в последней главе, которую он назвал "Хаос", Порта перечисляет
несколько опытов, "которые ставятся не по классическим правилам". Один из них –
эксперимент со светильником.
Мы приведем его описание полностью, дабы читатель
смог на собственном опыте оценить непередаваемые достоинства кобыльих выделений:
"Я очень обрадовался, найдя у древних, что Анаксилевс-философ, если верить
Плинию, устраивал забавную иллюзию с помощью свечного нагара и фитиля, от чего
головы людей казались головами чудовищ. Но если взять ядовитое вещество, которое
выделяет кобыла, только что слученная с жеребцом, и сжечь его в светильнике, то
головы людей станут походить на лошадиные, и так далее. Не знаю, правда ли это,
ибо сам не проверял. Но, полагаю, что так оно и есть."
Так заканчивается книга Порты о натуральной магии. Хочется отметить, что финал
ее несколько противоречит началу, где автор утверждает: "Я проверю на
собственных наблюдениях то, что говорили наши предки. А затем я покажу на
собственном опыте, были ли они правы или заблуждались".
Следующая глава ►
Главная ► История & Пророчества