История и Пророчества

Ведьмовство. Царство дьявола.

Царство дьявола

"Отрицать ведьмовство – это, в сущности, отрицать Библию"
Джон Уэсли

До тех пор, пока демоны оставались второстепенными духами, какими их рисовали неоплатоники, для Церкви они были неопасны. Но с пришествием средневекового Сатаны ситуация коренным образом изменилась. Сатана тоже был единым, как и Бог. Разработав концепцию Сатаны – единого дьявола, – теологи сделали христианство уязвимым. Теперь ему угрожал древний дуализм. Дьявол становился все сильнее и сильнее; он требовал своей доли, положенной ему в согласии с решением Небес. Он воцарился на земле и пронизал собою всю природу. И теперь каждый предмет "мира сего" внушал если не страх, то, по меньшей мере, подозрения. Сатана стал личностью, но еще важнее чем эта личность – будь она уродлива или прекрасна, грозна или благодетельна, – была осязаемая реальность его существования и его власть. И с этой властью многие готовы были смириться.

В эпоху, когда "черная смерть" истребляла целые города, царство Сатаны на земле казалось незыблемым, и мощь его подрывала авторитет Церкви. Теологи хотели безраздельно властвовать над христианским миром... но собственными руками сотворили себе соперника. Многие простолюдины поняли это и остались этим довольны.

Ритуал посвящения в ведьмы

Ритуал посвящения девушки в ведьмы

Конечно, Церкви до некоторой степени удалось объединить все сословия. Господин и слуга вместе пели псалмы в замковой часовне и вместе склоняли головы, когда священник поднимал гостию. Но беспорядки, охватившие всю Европу, и с каждым годом усиливающийся гнет высших классов приводили крестьян в отчаяние. Им приходилось гнуть спины не только на благородных господ, но и на монахов, и в наши дни трудно даже представить себе, сколь невыносимо тяжким было их существование. Средневековые крестьяне знали, что в открытых бунтах проку мало. Церковные власти рука об руку со светскими жестоко подавляли все восстания.

И отчаявшийся крестьянин искал прибежище в мечтах. Он взывал к старым богам, которые отошли в тень, но все еще жили некой таинственной жизнью, как, например, гномы, населявшие недра благодатной земли. Правда, они стали очень маленькими и некрасивыми, но приносили огромную пользу. Эти крошечные труженики были добры к простым людям с такими же мозолистыми руками и грубой обветренной кожей, как у них самих. А в деревьях и ручьях обитали красавицы-феи – куда более могущественные и прекрасные, чем надменные хозяйки замков, которые хохотали, слушая мужнины рассказы о том, какие издевательства приходится терпеть крестьянкам от своих благоверных.

Дьявол и шабаш на горе

Дьявол и шабаш ведьм на горе
художник Франсиско Гойя, 1798 год.

Ранние бунты показали: простой народ в массе своей настолько недоволен Церковью, что многие готовы отдать жизнь в борьбе за перемены. И тогда Государство и Церковь объединили силы для защиты сформировавшегося уклада. Мятежи были подавлены – но жажда перемен не угасла. Недаром чудесное преображение стало главным мотивом народных сказок: тыква превращается в карету, лохмотья – в драгоценный наряд, грубые лепешки – в изысканные яства. Старая ведьма-людоедка живет в домике из леденцов и печенья. Кто же она, как не друидесса былых времен - та, что обитала в святилище посреди густого леса и вершила обряды человеческих жертвоприношений, та, которой приносили в дар самую лучшую пищу?

В обличье сказки сохранилась древняя вера. Крестьяне упорно цеплялись за подобные образы, хотя священник и твердил им, что все это – бесовские наваждения. Старые боги куда больше устраивали простолюдина, чем новый Бог, слуги которого были так жестоки, – Бог, символом которого были кровопролитие и страдания. Одна ведьма сообщила Пьеру де Ланкру, что у дьявола два лица: одно – как у всех людей, а второе – на затылке. "Точь-в-точь, как представляют бога Януса", – добавляет этот образованный юрист, и он совершенно прав. Другая ведьма утверждала, что ее демонический возлюбленный выглядит в точности как козел, но с лицом человека. И это был не кто иной как древний Пан.

Стоило дьяволу набрать силу, как все эти пережитки старинных верований, крестьянские забавы и невиннейшие сказки тотчас же стали считаться сатанинскими, а женщины, сведущие в древних преданиях и причастные к вековым магическим традициям, превратились в ведьм, или злых фей, как называют их в старых легендах. Традиционные праздники – друидический канун Майского дня, Вакханалии, празднества Дианы и т.д. – стали ведьмовскими шабашами. А метла – символ священного очага – сохранив старую сексуальную символику, сделалась теперь орудием зла. Древние сексуальные ритуалы, призванные пробуждать плодородие земли, теперь воспринимались как бесстыдный разгул запретных плотских желаний. Промискуитет – пережиток общинных традиций, куда более древних, чем Ветхий Завет, – представлялся судьям попранием священнейших законов. Но крестьяне относились ко всем этим старинным традициям совершенно иначе. В конце концов, господа сами учили их не ревновать: жена или дочь крепостного в любую минуту могла оказаться в постели сеньора. Тех, кто вместе с ним приходил на тайные ночные сборища, крестьянин воспринимал как равных и готов был делиться с ними всем, что имеет; это было для него так же естественно, как для туземца-островитянина южных морей. Разве можно считать извращением этот невинно-первобытный обычай? На шабаше человек был волен поступать в согласии со своими желаниями. Только здесь он избавлялся от вечного страха; только здесь он обретал некое достоинство, некое чувство свободы. Он давал выход своим страстям, не опасаясь вмешательства церкви, желавшей властвовать даже над человеческими чувствами. "Если это сатанизм, – рассуждал крестьянин, – то я присягну Сатане".

Шабаш и ведьмы существовали благодаря тому, что в Европе все еще оставались люди, не желавшие расставаться со свободой. Эти угнетенные люди тянулись к древним богам, потерпевшим поражение в битве с Богом христианства, – к своим товарищам по несчастью. Мы часто упускаем из виду, что новая религия поначалу оказалась совершенно чуждой для Европы: корни старых крестьянских традиций здесь были чрезвычайно глубоки. Недовольство, возбуждаемое христианской религией, главным образом проистекало из ощущения, что это – чужая вера, занесенная из дальних краев, с Востока. Подспудная неприязнь к ней сохранилась до наших времен, когда европейские народы, отринув тысячелетнюю историю христианства, возвращаются к древним языческим обычаям, восстанавливая связь с землей, на которой жили их предки.

Гонения порождали оппозицию и вдыхали новые силы в вождей этой оппозиции. Так Сатана, олицетворявший природу, свободу и ненависть к сложившемуся общественному порядку, превратился в фигуру политическую. В законодательстве христианских стран – как католических, так и протестантских, – ведьмовство считалось уголовно наказуемым преступлением; такого же мнения придерживались и правители государств. Везде, откуда доносился голос свободы, везде, где появлялись оригинальные идеи, власти обнаруживали происки Сатаны.
В средние века, когда еще была жива вера в возможность создания идеального порядка и единства в христианском мире, гонения на ведьм имели относительно мягкие формы. Но со временем общественный порядок нарушался все чаще, и отчаявшиеся правители бросили все силы на то, чтобы отстоять приоритеты религии и государства. Сожжение ведьм превратилось в чудовищные оргии. Авторитет Церкви пошатнулся, но Реформация не принесла ведьмам облегчения. Кальвинисты объявили, что всякое счастье греховно. В кальвинистской Шотландии судьи свирепствовали пуще прежнего, но их суровые идеалы были обречены на поражение в борьбе с той привлекательностью, которой обладала для большинства людей "запретная" природа. Поначалу робко и бессистемно, а затем все увереннее исследования природного мира формировали новую цивилизацию, предтечами которой мы вправе назвать знахарок с их целебными травами и простыми, но подчас на удивление эффективными снадобьями.

Следующая глава →



Главная → История & Пророчества

История магии и оккультизма

Месопотамия §§ Искусство гадания | Тайны звезд и чисел | Вавилонская башня
Персия §§ Магия волос и ногтей | Изгнание демона-мухи
Древние евреи §§ Магия в Священном Писании
Египет §§ Погребальная магия | Подземный мир | Магическая сила слова | Культ Исиды
Греция §§ Сновидения, призраки и герои | Оракулы и астрология | Элевсинские мистерии
Гностицизм §§ Гностические секты
Римская империя §§ Неоплатонизм | Юлиан Отступник | Гибель языческой магии
Алхимия §§ Трисмегист | Герметизм | Философский Камень | Vas Insigne Electionis | Тайны
Алкагест §§ Поход против алхимии | Знаменитые трансмутации | Герметизм и христианские догмы
Средние века §§ Арабы и оккультизм | Маги Средневековья | Альберт Великий | Роджер Бэкон
Дьявол и Зло §§ Инфернальные помощники | Обличья демонов
Ведьмовство §§ Шабаш | Царство дьявола | Ведьмы | Суды над ведьмами | Дискуссии о ведьмах
Портреты §§ Мирандола | Тритемий | Агриппа | Парацельс | Нострадамус | Постель | Делла Порта
Каббала §§ Тайны Библии | Магия букв | Сефер Йецира | Арканы
Искусства §§ Астрология | Гадание | Метопоскопия | Физиогномия | Хиромантия | Таро | Скоморох
Реформаторы §§ Валентин Андреа | Тайные общества | Черные мессы и колдовские процессы
XVIII век §§ Вампиры | Разоблаченная магия | Масонские ложи | Сен-Жермен и Калиостро
Заключение §§ Мария Ленорман и Элифас Леви | Библиография

Top Mail.ru