Бродил по Руси юродивый. В те времена, а было это во второй половине XVI
века, много бродило по городам и весям нищих да юродивых. В большинстве это были
люди убогие: покалеченные, больные. А этот – кровь с молоком, здоров как бык,
молод, телом ладен, крепко скроен. Родился он в Вологодской глуши, по соседству
с медведями, от них, говорят, вологодские мужики силу и крепость телесную
перенимали. В юности он, по слухам, работал на солеваренных заводах водоносом.
Работа эта нелегкая, силушки требующая, да парень с ней справлялся играючи.
Потом что-то произошло с ним. Известно только, что было ему видение, а какое –
он никогда и никому не рассказывал, а если и рассказывал, то записей об этом не
осталось. Что бы ни увидел будущий юродивый, но только не стало после этого
случая смешливого водоноса Ваньки. Бросил он все и ушел в Ростов, поселился в
крохотном скиту возле монастыря. Принял на себя тяжкий подвиг юродства и стал
зваться Иоанном. Юродивых на Руси всегда немного побаивались, но и почитали.
Много дорог прошел Иоанн Христа ради юродивый, много лишений претерпел, в любой
мороз ходил в ветхом рубище, босиком. Волосы не стриг, они сбились у него на
голове в жуткий колтун, свисали до плеч. Он посыпал волосы пеплом и смолил их,
защищаясь от насекомых. Добавляя себе страданий, носил на теле множество тяжелых
железных крестов, подпоясывался цепями. На пальцах носил железные, нарочно
выкованные тесными кольца. Железо с тела никогда не снимал, в баню не ходил.
Прославился Иоанн юродивый своим благочестием, нетерпением к пьянству.
Известность в народе он приобрел тем, что однажды, по рассказам монахов
калужского Лютикова монастыря, будучи в Калуге, обычно спокойный, тихий юродивый
Иоанн вдруг пришел в страшное беспокойство. Он крутился юлой на месте, приседал,
хлопал себя ладонями по бокам, заполошно бегал по городу, стучал в двери, в
ставни, хватал прохожих за рукава, пугая их диким своим видом, и кричал:
– Железо! Двери железные! Железные запоры, железные двери!
Долго он так распугивал дикими воплями ничего не понимающих людей, пока кто-то
из мудрых стариков не сообразил, что нужно прятать нажитое тяжким трудом
имущество в каменные погреба, запиравшиеся на железные двери. Только успели
горожане попрятать кое-что из имущества, как полыхнул огнем страшный пожар,
выжег, как языком слизнул, торговые ряды, почти весь деревянный город. И только
благодаря предсказанию Иоанна, услышавшие и послушавшиеся блаженного сохранили хотя бы самое ценное.
К нашему сожалению, свидетельств жизни блаженного Иоанна осталось совсем
немного. Хотя и был он одним из самых известных юродивых на Руси, следы его
часто теряются в пыли бесконечных дорог российских.
Около 1580 года он пришел в Ростов, там подружился с блаженным Иринархом
Затворником, которому пророчески предсказал нашествие на Москву поляков. Он говорил Иринарху:
– Даст тебе Бог силу провидения, даст поучать людей от востока до запада,
наполнять землю учениками, отводить людей от пьянства. За беззаконное же
пьянство и разврат Господь Бог нашлет на Русскую землю иноплеменных… Но их
Святая Троица Своею силою прогонит. На Москву сам скоро приду, буду у царя
землицу просить, у меня в Москве столько будет бесов, видимых и невидимых, что
едва уставятся хмелевые тычины.
Вскоре блаженный Иоанн пришел в Москву, там он и получил прозвища Московский,
Большой Колпак или Железная голова, якобы за то, что носил на голове тяжелую
железную шапку. Хотя в наше время некоторые исследователи ставят под сомнение
этот самый легендарный железный колпак, считая его творческой фантазией Пушкина,
выведшего Иоанна под именем юродивого Николки в драме «Борис Годунов».
Более вероятной, по мнению современников, является иная версия: прозвище Большой
Колпак знаменитый юродивый получил потому, что ходил в плаще с большущим валяным
капюшоном. Отчасти это подтверждают иконописные изображения блаженного Иоанна,
на которых он либо в плаще с капюшоном, либо с большим колпаком в руках.
Каноническое изображение его таково: «в ряске, млад, на тылу власы велики до
самых плеч, в правой руке четки, под левой пазухой колпак велик, бос». Принято
считать, что лучшее изображение Иоанна помещено на одном из клейм Владимирской
иконы Божией Матери, написанной в 1668 году самим Симоном Ушаковым.
Блаженного Иоанна Московского, его гневных обличений, побаивались не только
пьяницы, но и власть имущие. Для него все были равны перед Господом, всякому
юродивый мог безбоязненно сказать в лицо правду, на то он и юродивый.
Излюбленным местом его обитания была Красная площадь, на которой он предсказывал
огненное лихолетье: вторжение литовцев, нашествие поляков и Лжедмитрия, смутное
время, упорно повторяя, что «в Москве будет великое множество бесов», часто
вступал в острые разговоры с боярами и даже с самим всесильным Годуновым,
фактически правившим государством от имении Федора Иоанновича.
Англичанин Флетчер писал, вспоминая Москву, что «ходил по улицам нагой юродивый
и восстановлял всех против Годуновых, которых почитают правителями государства».
Особенно часто и задиристо обращался Иоанн к самому Борису Годунову, бесстрашно
хватал его за полы богатого кафтана и кричал:
– Умная голова, разбирай Божьи дела! Бог долго ждет, да больно бьет!
Годунов хмурился, молча выдергивал из рук Иоанна полу парчового кафтана и спешил
пройти мимо, торопливо осеняя себя крестным знамением, но блаженного тем не
менее трогать не разрешал: то ли верил в его предсказания, то ли боялся наказать
пользовавшегося народной любовью блаженного.
Не внял Годунов блаженному: Бог терпел, а потом так ударил, что земля Русская покачнулась!
Часто в ясную погоду садился Иоанн посреди площади, поднимал голову и долго, не
моргая и не щурясь, смотрел прямо на яркое солнце.
– Зачем ты так делаешь? – спрашивали его. – Тебе глаза выжжет!
– Ничего, – отвечал блаженный, – таков мой промысел, я помышляю о праведном солнце.
Не дождался Иоанн Христа ради юродивый праведного солнышка, времена не те были, не солнечные.
Многих он предостерегал от дел дурных, укорял за корявую и неправедную жизнь,
многим предсказывал будущее, но в точности предсказания эти не дошли до нас.
Народ привык к тому, что на Красной площади постоянно, зимой и летом, находится
полуголый юродивый, звенящий железом. Он все время кому-то выговаривал за
скверное поведение, кого-то поучал, кому-то мог и звонкую затрещину отвесить.
Однажды, жарким днем, 18 июля 1590 года, он сидел прямо на брусчатке площади и
занимался любимым делом: смотрел на солнце. Вокруг подзуживали его задиристые
мальчишки, выспрашивая, что он там, на солнце, увидел. Блаженный лениво
отшучивался, но вдруг посерьезнел, затвердел лицом, глаза его широко открылись,
а лицо окаменело. Он напрягся, словно к чему-то прислушался, и замер. Замерли и
неугомонные мальчишки, пораженные его необычным поведением.
Долго сидел блаженный Иоанн, глядя широко отрытыми глазами на солнечный диск.
Потом оцепенение прошло, он встал, подобрал руками железные кандалы, которые
носил на ногах, и заторопился в церковь Покрова Богоматери, что на рву, в народе
ее называли храмом Василия Блаженного.
Вошел в храмовую торжественную тишину, звеня железом, осмотрелся в полумраке и,
увидев протоиерея, подошел к нему.
– Что ищешь ты в храме? – спросил протоиерей.
– Тяжела ноша моя, устал я что-то, – ответил блаженный Иоанн, – ищу место, где бы прилечь, отдохнуть.
– Приходи, будет тебе место, где прилечь, – пообещал протоиерей.
– Ну и славно, – выдохнул облегченно юродивый и вышел из храма.
Вошедшие за ним в храм любопытные переглянулись, пошептались. Пожали плечами,
ничего не поняв из странного разговора. Самые любопытные все же пошли следом за
юродивым. А тот брел по Васильевскому спуску прямиком к Москве-реке. Возле
моста, на привычном месте, вот уже много лет сидел, выпрашивая милостыню, нищий
Григорий, выставив для жалости на всеобщее обозрение больную, изувеченную и не
сгибающуюся с малолетства ногу.
Юродивый, погруженный в свои мысли, прошел мимо, но потом неожиданно вернулся,
положил в ладонь нищему Григорию копеечку и вдруг. наступил ему на больную ногу.
При этом юродивый сделал вид, что даже не заметил этого, и пошел по мосту на
другой берег реки. Калека Григорий от боли взвыл, выронил копеечку, схватился за
больную ногу и. завопил благим матом, но уже от радости – нога… сгибалась!
Чудесным образом юродивый принес ему исцеление.
Иоанн же перешел мост и вошел в баню, в которой не был много лет. Там снял с
себя балахон, с облегчением сбросил железные вериги, трижды окатил сам себя
водой из шайки и с наслаждением распластался на мокрой и скользкой скамейке,
сложив все свои железа под голову. Осмотрелся осмысленным взглядом и сказал:
– Простите меня, перед кем я виноват и перед кем невинен. Умру я сейчас, было
мне знамение Господне об этом. Как умру, отнесите меня в церковь Покрова
Богородицы, там возле могилки Василия Блаженного и мне место протоиерей обещал. Сказал так и умер.
Весть о смерти и последней воле юродивого разнеслась по Москве. Царь Федор
Иоаннович, ценивший подвиги блаженного юродивого, приказал выполнить его
последнюю волю и отпеть со всеми почестями. Воля царя – воля Божия. Отпевали
юродивого митрополит Казанский, архиепископ Рязанский и множество настоятелей монастырских.
Во время панихиды произошло исцеление боярского сына Елизара Юрьева, – ослепший
двадцать лет назад, он неожиданно прозрел. Но на том чудеса не закончились. В
час погребения юродивого стены храма содрогнулись, раздались чудовищные раскаты
грома. В церкви выбило окна, в храм попала молния, убив ризничего владыки
Рязанского. Дьякона Пимена вынесли на руках опаленного и едва живого, многие
служившие панихиду были оглушены и опалены страшной бурей. Это было
предзнаменованием грядущих испытаний волнениями, смутой и безначалием для Руси.
После грозы произошло еще десять чудесных исцелений. Как стало потом известно, в
момент погребения блаженный Иоанн являлся больным в других местах Москвы и даже
в других городах, и больные выздоравливали.
В житии сообщается, что «мощи блаженного Иоанна почивают под спудом в приделе
Покровского собора близ раки святого Василия Блаженного». Возле захоронения
положили вериги Иоанна весом в два с половиной пуда. Пусть напоминают они всем,
насколько тяжек земной путь избравшего подвиг юродства.
Память блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского празднуется 12 июня и 3 июля.
Другие провидцы, святители, чудотворцы и блаженные в истории России
Феодосий Печерский
Петр и Феврония
Стефан Пермский
Кирилл Белозерский
Татаринова Екатерина
Макарий Оптинский
Иннокентий митрополит
Амвросий Оптинский
Варсонофий Оптинский
Хлебников Велимир
Вольф Мессинг
Главная ► История & Пророчества