Митрополит Московский Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов) –
выдающийся церковный деятель, миссионер, просветитель Сибири и Америки.
Самоотверженно служил делу распространения христианства в Сибири, на Курилах, на
Алеутских островах. Он написал ряд научных трудов об алеутах и других народах.
Был избран в почетные члены ряда научных обществ.
Шел Великий пост. Отец Иоанн (будущий святитель Иннокентий) отправился на Акун,
один из островов своего большого островного тихоокеанского «прихода». Подплывая
к Акуну, батюшка видит: все жители острова, алеуты, одетые в нарядные одежды,
радостные стоят на берегу, готовые встретить дорогого гостя.
– Здравствуй, батюшка Иоанн!
– Здравствуйте! Почему вы все такие нарядные?
– Мы знали, что ты сегодня будешь, вот и собрались, чтобы встретить тебя.
– Откуда вы знаете, что я отец Иоанн, и кто вам сказал, что я у вас буду?
– Наш старик шаман сказал. «Ждите, – говорит, – к вам сегодня приедет священник
Иоанн и будет вас учить, как молиться Богу». А еще он сказал, что батюшка будет
высокий, у него длинная борода и светлые волосы. А ты как раз такой и есть!
– А где ж он сам, ваш шаман?
– Вот он идет!
Старик оказался добрым и рассудительным человеком. Но шаманом не был и даже
обижался, что его так зовут:
– Я христианин, крещен с именем Иван, знаю Евангелие и молюсь много.
– А откуда ты узнал, что я отец Иоанн, что приеду, что я так выгляжу?
– Белые люди сказали.
– Какие «белые люди»?
– Два друга в белых одеждах, с розовой лентой через плечо...
Тут отец Иоанн стал с волнением узнавать у старика подробности, и из его
описания сложился образ, очень похожий на то, как на иконах изображают архангела
Гавриила. «Белые люди» стали являться Ивану с тех пор, как первые миссионеры,
монахи Валаамского монастыря, приезжавшие сюда много лет тому назад, крестили
Ивана. С тех пор Иван стал молиться, как умел, и по его молитвам больные
выздоравливали, а предсказания сбывались. Потому и прозвали его люди шаманом, так им привычней.
Познакомившись с Иваном поближе, отец Иоанн увидел, какой доброй, праведной
жизнью живет этот старик, какой он смиренный и кроткий, и, признав святость
старика, понял тогда, почему сами ангелы Господни помогали ему.
Отец Иоанн прослужил священником на Алеутских островах долгих пятнадцать лет.
Жизнь его была полна приключений. Много времени он проводил в дороге, добираясь
до отдаленных уголков своего необъятного «прихода»:
на лодке, верхом, пешком, в собачьих упряжках, на лыжах – и в дождь, и в снег, и
в метель, и в бурю. И куда бы он ни приходил, толпы алеутов или индейцев выходили его встречать.
Батюшка полюбил этот простой и добрый народ, по-детски бесхитростный и
доверчивый, и часто ставил его в пример своим русским собратьям.
А вечерами батюшка составлял для своей иноплеменной паствы грамматику и
кропотливо, буквально по словечку, переводя долго и тщательно на языки алеутов и
индейцев Евангелие и богослужебные книги.
Трудность состояла в том, что для многих евангельских понятий в языке этих
маленьких диких народов Севера не было соответствующих слов. Да и откуда бы им
взяться? Вся их жизнь – это море, небо, остров, чум, морская охота и суровые
северные стихии. Весь кругозор этих людей ограничивался тем, что они видели
вокруг себя на своем острове, где они рождались, охотились и умирали. Так что,
учась читать Евангелие, алеуты и индейцы-колоши не только постигали священную
историю и истины христианской веры, но и узнавали о других землях, народах и обычаях.
Вот таким был святитель Иннокентий, исполин и телом, и душой, и духом, ставший в
конце жизни главой нашей Церкви, митрополитом Московским, и последние десять лет
достойно послуживший ей в таком высоком сане.
Другие провидцы, святители, чудотворцы и блаженные в истории России
Феодосий Печерский
Петр и Феврония
Стефан Пермский
Кирилл Белозерский
Татаринова Екатерина
Макарий Оптинский
Иннокентий митрополит
Амвросий Оптинский
Варсонофий Оптинский
Хлебников Велимир
Вольф Мессинг
Главная ► История & Пророчества