Родился Иван настолько слабым, что родители, отец – пономарь Илия Михайлович,
и мать – Феодора, решили окрестить младенца в тот же день, чтобы, не дай Бог, не
умер некрещеным. Назвали мальчика Иваном. Вопрос о выборе профессии перед ним не
стоял, как утверждает житие, все предки на протяжении более чем трехсот лет были
священнослужителями. Так что будущее было предопределено – продолжать «трудовую династию».
Когда мальчику исполнилось десять лет, отец определил его в Архангельское
приходское училище. И вот тут начались его мучения. Маленький Ваня оказался, как
бы это сказать повежливее, несколько туповат. Он с трудом читал, плохо понимал
пояснения, сам признавал, что «ничего не мог уразуметь из пройденного, не
запоминал ничего из рассказанного». Но был очень старателен и очень хотел
добиться успехов в учебе, о чем ночами истово молил Бога. И молитва помогла
совершить невероятное. Позже он писал о том, как мучился и молился: «Такая тоска
на меня напала, я упал на колени и принялся горячо молиться. Не знаю, долго ли
пробыл я в таком положении, но вдруг что-то точно потрясло меня всего. У меня
точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове, и мне ясно
представился учитель того дня, его урок; я вспомнил даже, о чем и что он
говорил, и легко, радостно так стало на душе, никогда не спал я так покойно, как
в ту ночь. Тут засветало, я вскочил с постели, схватил книги, и о счастье!
читать стало гораздо легче, понимаю все, а то, что прочитал, не только все
помнил, но хоть сейчас и рассказать могу. В короткое время я продвинулся
настолько, что перестал уже быть последним учеником. Чем дальше, тем лучше
успевал я в науках, и к концу курса одним из первых был переведен в семинарию».
Успехи юноши отметили наставники и в 1851 году направили его в Петербургскую духовную академию. Иоанн хотел стать монахом, готовился к миссионерству, собираясь ехать в Китай или Америку. Но однажды во сне увидел себя священником, справляющим службу в незнакомом соборе. Посчитав этот сон за знамение, Иоанн выбирает сан священника.
За год до окончания академии он венчается с Елизаветой Несвитской, дочерью
протоиерея из Кронштадта. В 1855 году, окончив Академию, защищает кандидатскую
диссертацию «О кресте Христовом в обличение мнимых старообрядцев». 10 декабря
1855 года Христофором, епископом Ревельским, Иоанн рукоположен в дьяконы и почти
сразу же в священники. Местом его службы становится Андреевский собор города-крепости Кронштадт.
Это величественное строение, созданное Андреяном Захаровым по подобию
Адмиралтейства в Петербурге, неизменно восхищает современников. Поскольку этот
прекрасный собор, посвященный Андрею Первозванному, стал первым и единственным
местом служения отца Иоанна, коротко коснемся его истории.
В 1717 году император Петр I заложил в Кронштадте, возле Петровских доков,
первый собор в честь апостола Андрея Первозванного, святого покровителя России и
флота. Деревянный собор был выстроен предположительно по проекту Э. Лейна.
20 июня 1805 года в присутствии императора Александра I был заложен каменный
Андреевский собор, возводившийся по проекту талантливого архитектора Андреяна
Захарова, Главных Адмиралтейств архитектора, автора проектов застройки
Васильевского острова и Кронштадта. Но сами эти проекты, увы, не сохранились. В 1817 году храм был освящен.
В этом храме и предстояло служить отцу Иоанну.
В то время Кронштадт был местом ссылки. Здесь, в ремонтных мастерских, в порту,
трудилось множество чернорабочих, не нашедших заработков в Петербурге, либо
уволенных с «волчьими билетами» за пьянку, дебоши и прогулы. Жили бедно, даже
убого, ютились в самодельных хибарах либо в холодных бараках. Работали много и
тяжело, жили грязно и скверно – в беспробудном пьянстве и безысходной нужде.
Отец Иоанн сразу пошел именно к ним, обездоленным и нуждающимся. Он помогал, как
мог, раздавал деньги, ухаживал за больными, терпеливо беседовал, наставляя на путь истинный.
Поначалу в народе его приняли настороженно, недоверчиво и даже насмешливо –
ходит чудной поп по трущобам, деньги раздает, с больными возится. Поначалу
действительно, романтически и возвышенно настроенный отец Иоанн раздавал все,
что получал. Однажды его епархиальное начальство вынуждено было распорядиться не
выдавать ему на руки заработанные деньги, поскольку он все их раздает, а потом
сам голодает. Большой народной любви его походы «в люди» не вызвали, скорее
наоборот – одно время его даже прозвали юродивым.
В 1857 году отца Иоанна пригласили в Кронштадтское городское училище преподавать
Закон Божий. В 1862 году подобное предложение поступило от классической гимназии
Кронштадта, в которой отец Иоанн получил возможность преподавать детям до самых
старших классов, до зрелого возраста.
К преподаванию он отнесся весьма ответственно и с радостью, как сам признавался,
вступил в школу, как «делатель в питомник душ».Он был убежден, что главная цель
– создать прочный духовный фундамент, основу, на которой впоследствии можно
будет возводить здание разумного понимания жизни. Он постоянно подчеркивал, что
важно не количество знаний, а прочность усвоенного. И даже не столько
усвоенного, сколько освоенного, осмысленного.
«Душа человеческая по природе проста, – так писал отец Иоанн, – и все простое
легко усвояет себе, обращает в свою жизнь и сущность, а все хитросплетенное
отталкивает от себя, как не свойственное ее природе, как бесполезный сор. Мы все
учились. Что же осталось в нашей душе из всех наук? Что врезалось неизгладимо в
сердце и память? Не с детской ли простотой преподанные истины? Не сором ли
оказалось все, что было преподано искусственно, безжизненно? Не напрасно ли
потрачено время на слишком мудрые уроки? Так – это всякий из нас испытал на
себе. Значит, тем осязательнее всякий должен убедиться в необходимости простого
преподавания, особенно малым детям. Не в том сила, чтобы преподать много, а в
том, чтобы преподать немного, но существенно нужное для ученика в его положении».
Отец Иоанн дорожил каждым учеником. Бывали случаи, когда он просил гимназическое
начальство отдать «уволенного из обучения раба» ему под личную ответственность.
И тщательно занимался воспитанием души таких, как сейчас говорят, трудных подростков.
Но вскоре он понял, что на одно жалование священника всех голодных и нищих не
прокормишь, а в одной школе всех добру не научишь. И в 1872 году через газету
«Кронштадтский вестник» отец Иоанн обращается с эмоциональными воззваниями к
жителям города, призывая сообща помочь бедным и бездомным. Священнику удалось
найти действенные слова и организовать сбор средств. На собранные деньги под
руководством отца Иоанна начинается возведение Дома Трудолюбия, строительство
которого заканчивается в 1882 году.
Дом Трудолюбия – это грандиозный проект отца Иоанна, не просто некое здание, это
общее название ряда благотворительных учреждений (со временем их стало двадцать
пять), созданных при непосредственном его участии. В Доме были обустроены и
активно действовали рабочие мастерские, женские мастерские, вечерние курсы
труда, на которых можно было получить специальность, школа, детский сад, приют
для сирот, народная столовая, в которой можно было пообедать за мизерную плату,
были и бесплатные обеды для нищих и бездомных. При Доме Трудолюбия существовала
библиотека, воскресная школа для рабочих, бесплатная лечебница. В 1888 году на
средства, собранные отцом Иоанном, и на его личные сбережения был построен
ночлежный дом, в 1891 году – странноприимный дом. В этих заведениях
кронштадтские бездомные находили ночлег от выдувающих душу ледяных ветров с
Балтики, больные и одинокие престарелые – приют и уход, а безработные –
возможность заработать. И не надо думать, что при Доме Трудолюбия существовали
кустарные мастерские, в которых за гроши строгали табуретки. Для примера, только
в пеньковой мастерской в 1890 году работало шестнадцать тысяч человек!
Объединить людей на доброе дело – дорогого стоит. Из лоскутков одно одеяло сшить
можно, а на всех не сошьешь – лоскутков не хватит, как и одной зарплаты
священника на всех страждущих. Надо ли говорить, что спасший сотни людей от
гибели, давший приют нищим, накормивший голодных, отец Иоанн стал пользоваться в
Кронштадте невероятной популярностью. К тому же он виртуозно владел словом, был
исключительно эмоционален, потому проповеди его всегда собирали множество
прихожан, на них ходило все больше и больше народа.
После 1880 года слава об отце Иоанне из Кронштадта пересекла свинцовые воды
Балтики, достигла града Петрова и распространилась по всей России. Что произошло?
Произошло вот что – отец Иоанн обрел чудесный дар исцеления.
Набожный сановник из Петербурга тяжело заболел – два года не вставал с постели,
все приглашенные врачи были бессильны. Наслышанный от родственников об отце
Иоанне из Кронштадта, сановник пригласил его к себе с просьбой помолиться за
него, облегчив тем самым страдания. Отец Иоанн приехал, помолился, а после
молитвы сказал больному:
– Я помолился, а теперь вставай, будем молиться вместе!
И больной неожиданно для всех. встал.
Другой случай известен со слов медицинского светила, профессора Сергея Петровича
Боткина. Он рассказывал, что в 1882 году пытался лечить княжну З. Н. Шаховскую,
находившуюся в безнадежном состоянии, – у нее было общее заражение крови. Во сне
она увидела отца Иоанна, на проповедях которого раньше бывала. Она рассказала о
своем сне отцу и профессору. Профессор Боткин на следующий день встретил отца
Иоанна и попросил его помолиться за здоровье княжны. Отец Иоанн обещал и
выполнил свое обещание. На следующий день он сам приехал к княжне, причастил ее
как умирающую. После этого княжна, страдавшая жестокой бессонницей, тут же
уснула и спала долго, проснулась она совершенно здоровой и прожила до глубокой старости.
В житии отца Иоанна Кронштадтского описано много чудесных случаев исцеления
больных его молитвами: либо в его присутствии, либо заочно.
Естественно, слава о священнике, исцеляющем даже на расстоянии, мгновенно
разлетелась по всей России. Кронштадт наполнился паломниками, ежегодно приезжали
до двадцати тысяч человек, а позже и до восьмидесяти тысяч. Ежедневные службы
Всероссийского Пастыря собирали по четыре-пять тысяч человек. По большим
праздникам собор вмещал до десяти тысяч молящихся, как и храм Христа Спасителя.
В конце XIX – начале XX века Андреевский собор был самым посещаемым храмом России.
Имя отца Иоанна, прозванного Кронштадтским, стало известно всей России. Он был
настолько популярен, что его проповеди и беседы тут же печатались большими
тиражами и моментально расходились по всей империи.
В 1859 году в Петербурге вышли его «Катехизические беседы» с общедоступным
изложением христианского вероучения, ставшие очень популярными. Огромной
известностью пользовался дневник отца Иоанна, публиковавшийся под названием «Моя
жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного
чувства, душевного исправления и покоя в Боге».
Воистину невероятно терпение и трудолюбие не отличавшегося физической крепостью
отца Иоанна. Но сила духовная, двигавшая им, совершала чудеса. Казалось, он
успевал всюду: многочасовые службы в храме, преподавание в гимназии, в
воскресной школе, дела попечительские. Он много писал, на протяжении многих лет
вел ежедневный дневник.
У отца Иоанна открылся еще один чудесный дар – исцелять, благословляя предметы,
даже телеграммы. К ежедневным паломникам прибавились телеграммы и письма со всех
уголков России. Писем и телеграмм было такое огромное количество, что пришлось
открыть специальное почтовое отделение для переписки отца Иоанна.
Неутомимый труженик, он просыпался в три часа утра, молился и отправлялся в
собор, служить литургию. Паломники встречали его на всем протяжении пути от дома
до храма. Отец Иоанн всегда любил литургию. Особое внимание он уделял покаянию,
предшествовавшему литургии, утверждая, что путь к очищению лежит через покаяние.
Но в храме собиралось столько народа, что физически невозможно было исповедать
каждого по отдельности. И отец Иоанн обратился к духовным властям с просьбой
разрешить общую исповедь. Оговорюсь сразу, мне лично это до сих пор непонятно,
поскольку тайна исповеди служит залогом искренности исповедуемого и является
одним из таинств церкви. Хотя в протестантской церкви испокон веков существует
прилюдная исповедь-покаяние.
Одну такую массовую исповедь описал присутствовавший на ней игумен Константин:
«Перед началом исповеди отец Иоанн обращался к кающимся с призывом: грешники и
грешницы, подобные мне! Вы пришли в храм сей, чтобы принести Господу Иисусу
Христу, Спасителю нашему, покаяние в грехах и потом приступить к Тайнам.
Приготовились ли вы к восприятию столь великого Таинства? Знаете ли, что великий
ответ несу я пред Престолом Всевышнего, если вы приступите не приготовившись?
Знаете ли, что вы каетесь не мне, а Самому Господу, Который невидимо
присутствует здесь? Тело и Кровь Которого в настоящую минуту находится на Престоле?
Приготовив так молящихся, отец Иоанн начинал сам от лица народа и к нему,
обратившись лицом, читать покаянные молитвы… Должным образом подготовив народ,
отец Иоанн возглашал громким голосом: кайтесь! Тут стало твориться что-то
невероятное. Вопли, крики, устное исповедание тайных грехов. Никто не замечал
соседа, каждый думал только о себе.
Отец Иоанн в это время стоял, облокотившись на аналой, и молился. Молился и
плакал – так плакал, что слезы лились градом.
– Там, в том углу, вы должны еще покаяться! – неожиданно восклицал он,
выпрямившись и указывая пальцем в западную сторону собора. И в ответ начинают
литься оттуда с необыкновенной страстью вопли покаяния…
Иногда отец Иоанн уходил в алтарь и там молился, склонившись пред престолом и
положив на него голову. Батюшка, наконец, выходит снова на амвон. Пот катится по его лицу.
Отец Иоанн простирает епитрахиль над народом и читает разрешительную молитву.
Исповедь кончена. Со всех сторон слышны еще сдержанные вздохи, рыдания и стоны –
зарницы после разрешившейся и пронесшейся очистительной грозы».
Получая со всех концов России большие пожертвования, отец Иоанн употреблял их на
благотворительность. Но Всероссийский Пастырь не зря был так назван – он пекся
не только о Кронштадте, – на собранные им средства и при его помощи были
основаны монастыри: Иоанно-Богословский в Архангельской епархии,
Воронцовско-Благовещенский в Псковской епархии, Леушинский женский в
Новгородской епархии с подворьем в Петербурге и храмом Святого Апостола Иоанна
Богослова, Вауловский скит в Ярославской губернии и ряд других храмов в России.
Осенью 1894 года отца Иоанна приглашают к императору. Александр III тяжело
болен, вызванный из Берлина профессор Лейден нашел у него серьезную болезнь
почек – нефрит. Как писал Георгий Чулков: «И вот, оказывается, у самодержцев
болят почки, горлом идет кровь. Ноги у царя опухли. Дышать трудно. Он похудел.
Виски и щеки провалились, весь он осунулся. Одни уши торчат».
Александра III мучают постоянные, непрекращающиеся боли. Приезды отца Иоанна
стали для государя настоящими часами отдохновения: присутствие священника
приносит ему видимое облегчение. Отец Иоанн приезжает после службы, сидит возле
кровати императора и тихо читает молитвы, положив руку на голову больному. Так
он может сидеть часами, ночь напролет.
Врачи требуют увезти царя на юг, на свежий воздух. Его перевозят в Ялту, в Малый
Ливадийский дворец. Отец Иоанн следует за императором. Теперь он вообще не
отходит от него, царю становится лучше только тогда, когда отец Иоанн
накладывает ему на голову руки. 20 октября 1894 года государь умер буквально на
руках Иоанна Кронштадтского.
Отец Иоанн был отнюдь не робкой овечкой, а настоящим пастырем, умеющим, когда
надо, защищать и направлять свою паству. В тщедушном теле скрывался яростный,
порой даже воинственный, дух борца, прорывавшийся в его проповедях и посланиях.
С амвона и со страниц газет и журналов он обличал неверие, богоборчество,
сектантство. Вера его была безгранична и порой доходила до фанатизма. Именно он
стал одним из инициаторов осуждения церковью графа Льва Николаевича Толстого,
обличая его как антицерковника и безбожника, упрекая в избалованном барстве.
Отец Иоанн обрушивался на него в печати, опубликовав ряд статей и брошюр. Среди
них: «Против графа Льва Н. Толстого, других еретиков и сектантов нашего времени
и раскольников», СПБ, 1902; «О душепагубном еретичестве гр. Л. Н. Толстого», СПБ, 1905.
Во время революции 1905–1907 годов Иоанн Кронштадтский осудил восставших,
посылал проклятия на рабочих, взявших в руки оружие. В этот период он обличал
«бесноватый нигилизм», «безумное безбожие», грозившие утащить Россию на дно
пропасти. Был активным членом «Союза русского народа».
В последние годы жизни он предчувствовал и предвидел грядущие, тяжелые для
России и всего народа русского, испытания и пытался предупредить, предостеречь паству.
Во многих проповедях он говорил, что безверие – прямой путь к погибели, всякое
покушение на власть царя, данную от Бога, покушение на веру православную.
«Россия, если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты,
то не будешь уже Россией, или Русью святой. И если не будет покаяния у народа
русского, конец мира близок. Бог отнимет благочестивого царя и пошлет бич в лице
нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».
О предвидении суровых времен говорят и многие пророчества отца Иоанна, сделанные в эти годы.
«Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан ему тяжелый крест
страданий, как своему избраннику и любимому чаду, как сказано тайновидцем судеб
Божиих: «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю»».
Многие прихожане вспоминали потом, как Иоанн Кронштадтский предсказывал, что
«уже близко время, что разделится народ на партии, восстанет брат на брата, сын
на отца и отец на сына и прольется много крови на русской земле. Часть русского
народа будет изгнана из пределов России, изгнанники вернутся в свои родные края,
но не так скоро, своих мест не узнают и не будут ведать, где их родные похоронены».
В июле 1894 года, во время посещения Ставрополя, после службы в Троицком соборе
кто-то из огромной толпы спросил, понравился ли ему город. Отец Иоанн ответил:
– Город ваш хороший, но он будет затоплен водой.
В 1913 году пророчество вспомнили, когда Самарское техническое общество взялось
за обсуждение проекта Р. М. Кржижановского о сооружении плотины и электростанции
на Волге. И в 1955 году пророчество сбылось: возвели Волжскую ГРЭС, перекрыли
великую реку, и Ставрополь, а с ним и десятки сел и деревень, ушли на дно водохранилища.
Иоанн Кронштадтский. Продолжение ►
Другие провидцы, святители, чудотворцы и блаженные в истории России
Феодосий Печерский
Петр и Феврония
Стефан Пермский
Кирилл Белозерский
Татаринова Екатерина
Макарий Оптинский
Иннокентий митрополит
Амвросий Оптинский
Варсонофий Оптинский
Хлебников Велимир
Вольф Мессинг
Главная ► История & Пророчества