Стефан Пермский был учителем, крестителем и защитником пермского народа коми, стал героем его легенд.
Он сделал для пермяков то, что святые Кирилл и Мефодий – для славян: создал
азбуку и перевел богослужение и Священное Писание на коми-зырянский язык.
Стефан родился приблизительно около 1345 года в северном крае, в городе Устюге, где незадолго до этого жил
блаженный Прокопий Устюжский. Когда будущей матери Стефана было еще 3 года,
блаженный, встретив ее на церковной паперти, поклонился до земли:
– Вот идет мать великого Стефана, епископа и учителя Пермского!
С детства Стефану приходилось встречать в Устюге зырян, приезжавших в город
торговать пушниной. Любознательный мальчик, который «с детства чистотой сердца
светился», полюбил их, мало-помалу освоил их язык и загорелся желанием
просветить их Христовой верой.
Но сначала Стефан пошел в Ростов Великий, поступил в монастырь, стал монахом и прожил там 10 лет, готовясь к избранной миссии: освоил церковную книжную культуру, выучил несколько языков и создал коми-зырянскую письменность.
Стефан получил от великого князя Димитрия Донского охранные грамоты и вернулся домой. Проходя диким лесным краем и встречая зырян, он обращался к ним на их языке, что вызывало у людей доверие к нему. Он прилагал все силы к тому, чтобы они приняли истинную веру. Преуспев, он рушил идольское капище, на его месте воздвигал крест и часовню, крестил уверовавших и шел дальше. Так он обратил зырян в истинную веру в округе 200 км.
Наконец отец Стефан прибыл в главное поселение зырян. Здесь на высокой горе была
и главная их кумирня – там приносились богатые жертвы языческим богам.
Отец Стефан сразу же сжег кумирню. Зыряне в ярости собрались со всех
окрестностей с кольями и топорами, чтобы убить его. Но обычай зырян запрещал нападать первыми,
и они топтались в нерешительности, а отец Стефан стал тем
временем говорить с ними. Он говорил так, как может говорить человек только
перед смертью, когда слова льются из самого сердца. Его убежденность покорила
чистые сердца пермяков.
– Смотрите, – говорил Стефан, – будь ваши кумиры настоящие, они покарали бы
меня, но все они сгорели дотла, как самые обычные деревяшки!
Что тут возразишь? Понурившись и побросав колья, расходились люди в глубокой
задумчивости. А отец Стефан поставил вместо кумирни церковь-красавицу. Он был
искусным иконописцем и сам расписал храм. Некоторых убедила именно эта проповедь
– проповедь красотой. Люди стали приходить к отцу Стефану и принимать Святое крещение.
Святитель Стефан Пермский с деисусом и святыми на полях, икона, 1717 год, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.
Но отцу Стефану предстояло выдержать еще один – на этот раз решающий – бой.
Против него выступил главный жрец – Пам. Христианин и язычник говорили о том,
какая из двух вер истинная, а люди собрались и смотрели, чья возьмет. Спор
длился целый день, а проку никакого! Тогда Пам сказал:
– Давай испытаем богов. Кто из нас сможет пройти сквозь огонь, спуститься под
лед реки Вычегды и останется цел и невредим, тот покажет народу истинность своей веры.
– Я не повелеваю стихиями, – смиренно ответил отец Стефан, – но, зная, как велик
мой Бог, я войду и в огонь, и в прорубь.
И вот подожгли они избу, и, когда она жарко разгорелась, Стефан и Пам, взявшись
за руки, стали приближаться, чтобы пройти сквозь пламя. Совсем было подошли, но
тут Пам остановился: он дрогнул. Все затаили дыхание – и Пам... побежал прочь.
Возмущенный народ бросился за ним, желая расправиться с бывшим вождем. Но отец
Стефан остановил их:
– Пусть идет на все четыре стороны! Иисус Христос учит нас быть милосердными и
уметь прощать. Даже врагов...
Другие провидцы, святители, чудотворцы и блаженные в истории России
Феодосий Печерский
Петр и Феврония
Стефан Пермский
Кирилл Белозерский
Татаринова Екатерина
Макарий Оптинский
Иннокентий митрополит
Амвросий Оптинский
Варсонофий Оптинский
Хлебников Велимир
Вольф Мессинг
Главная ► История & Пророчества