Часть вторая. Печальная.
У Вольфа Мессинга не было серьезных биографов, а все написанное в его книге о
самом себе для внимательного и в меру скептического читателя представляет собой
скорее набор фантастических историй. Да и вообще вся биография написана в
классическом жанре рождественской сказки.
Среди огромного количества написанного о Мессинге – основная масса – пересказ
его книги, да что там основная, другой фактически нет. Я тоже намеревался дать
краткое изложение канонической биографии маэстро, высказав свои сомнения по
поводу множества несоответствий в канонических легендах о великом медиуме. Но
неожиданно наткнулся на очень интересное свидетельство и мнение по поводу
биографии Мессинга. Правда, и оно записано с чужих слов. Но мне история Мессинга
и версия создания его биографии в этом изложении кажется более правдоподобной и
человечной. Поведал эту историю Юрий Озеров, человек, перепробовавший множество
профессий, в том числе гипнотизера, писателя и журналиста. Он сам видел
Мессинга, даже забрел к нему за кулисы. Озеров признавался, что почти сорок лет
носил в себе удивление от встречи с этим человеком, который разбудил в нем
интерес к тайнам человеческой психики.
Подробности биографии Мессинга он узнал от польского журналиста Игнатия
Шенфельда, в 1941 году бежавшего из оккупированного немцами Львова, попавшего в
Ташкент, где он был арестован и обвинен в шпионаже местными органами КГБ. В
камере № 13 внутренней тюрьмы Узбекского НКГБ он и познакомился с Мессингом,
который ожидал рокового приговора – смерти за попытку перейти Государственную
границу в военное время.
«Вот рассказ Игнатия Шенфельда о своем сокамернике, знаменитом телепате,
услышанный от него самого.
– Родом мы с Мессингом из местечка под Варшавой, называемого Гора Кальвария.
– Как, как? – Удивился я. – Кальвария – это же по-латыни Голгофа!
– Да, нашу деревню называли и так. Когда-то у христиан она считалась святым
местом, ее даже называли Новым Иерусалимом. В семнадцатом веке там было пять
монастырей и шесть костелов с росписями на темы скорбного пути Христа. Позже там
стали селиться евреи, принесли в те места хасизм. Постепенно зажиточные
христиане переселились в Варшаву, а на их место пришли бедные евреи.
Католическое влияние угасло, а хасизм укрепился. Гора Голгофа превратилась в
Кальварию, а самым почетным и богатым человеком стал местный цадик.
Мессинги, как и мы, Шенфельды, были из бедных. Отец Вольфа, прозванный в
местечке Хаимом Босым, работал летом на фруктовых садах цадика, а зимой – на его
же фабрике по производству мармелада. Семья едва сводила концы с концами. Детей
у Хаима было трое, Вольф был старшим. Самая трудная работа ложилась на его
плечи. Он помогал отцу окуривать сад, бороться с вредителями. Вы знаете, доктор,
что это за работа? Глаза вечно воспалены, слезы текут, горло дерет, человек
задыхается. А спать до глубокой осени мальчишке приходилось в продуваемом насквозь шалаше.
Неудивительно, что с детства Вольф хотел удрать из родной деревни. Однажды в
местечко приехал передвижной цирк «Корделло». Это было семейное предприятие. Его
возглавлял пан Антон Кордонек, дрессировщик, фокусник и эквилибрист. Помогали
ему жена Розалия, два сына и две дочки-наездницы. Цирк поразил воображение мальчишки.
Денег на билет у тринадцатилетнего Вольфа не было, но он не пропустил ни одного
выступления, пролезая в цирк между ног зрителей. Днем он помогал цирковой семье
таскать воду, колоть дрова, задавать лошадям сена. Однажды его пригласили к
столу, чем мальчик долго гордился. Когда цирк стал собираться в путь, Вольф в
отчаянии убежал из дому. С зареванной физиономией он встретил их фургон в десяти
километрах от местечка.
Пан Кордонек все понял и показал кнутом: «Залезай». Так начались самостоятельные
скитания знаменитого артиста.
В бродячем цирке Вольф научился лежать на утыканной гвоздями доске, глотать
шпагу, извергать огонь. Он быстро освоил весь набор немудреных фокусов пана
Кордонека. К началу четырнадцатого года цирк исколесил пол-Польши, но неожиданно
разразилась война. Сыновей пана Кордонека призвали в армию, и труппа распалась.
Мессингу пришлось искать другую работу. Один ловкий антрепренер придумал для
него новый номер. Вольфа укладывали в стеклянный гроб, на голову надевали чалму
и демонстрировали его, как йога, голодающего уже сорок дней. Длинный нос,
торчащие ребра и впалые щеки вполне убеждали публику. Номер был популярен,
Мессингу стали хорошо платить. Он стал лучше питаться и вскоре пополнел.
Пришлось прекратить валять дурака.
Между тем годы летели, и артиста, достигшего призывного возраста, взяли в армию.
Он стал санитаром тылового госпиталя. После демобилизации Мессинг продолжал
выступление в разных балаганах и луна-парках. Возвращаться к отцу без денег он не хотел».
Позже Мессинг познакомился с неким паном Залесским, выступавшем в амплуа мага, и
стал брать у него уроки мастерства, расставшись с тем небольшим капиталом,
который удалось скопить. Некоторое время спустя Вольф уже мог ассистировать маэстро.
Через полгода в Клубе железнодорожников Варшавы состоялся его первый
самостоятельный сеанс с ассистенткой. Сеанс удался. Через год после этого
знаменательного события у Мессинга был уже свой антрепренер. Почти пять лет он
колесил по Польше с гастролями. В это время его посетила светлая мысль придумать
себе броское, запоминающее звание «Раввин с Горы Кальвария». Идея имела успех,
способствуя повышению известности и заработков Мессинга.
Возможность выступать за границами Польши Мессинг получил благодаря мировой
политике. Как известно, по соглашению Сталина с Гитлером Польша оказалась
частично разделена, потом Гитлер напал на Польшу, и началось повальное
истребление евреев и коммунистов. Вместе с другими польскими евреями Мессинг бежал в Белосток.
22 июня 1941 года застало его в Тбилиси, где он выступал. Вернувшись в Москву,
он был эвакуирован в Ташкент, где и произошла история, о которой вы уже знаете.
Потом снова были гастроли по необъятной стране Советов. Слава Мессинга продолжала расти.
Вот что пишет Озеров по поводу создания легенды по имени Мессинг.
«В журнале «Здоровье» некий Г. И. Косицкий сравнил его искусство с искусством
Ойстраха и Клиберна. Надо сказать, что сам Мессинг в создании о себе легенды не
участвовал. Он наотрез отказывался подвергать себя каким-либо исследованиям и
упорно помалкивал о своем прошлом. Однако слава Мессингу льстила, а потому при
всей своей осторожности он снова попался на удочку.
На этот раз его сумел обольстить московский журналист Михаил Васильевич
Хвастунов, писавший под псевдонимом «М. Васильев». Он выпустил серию популярных
брошюр «Человек и Вселенная», работал над книжкой «Человек наедине с собой».
Обольщению Мессинга способствовала вышедшая тогда книга воспоминаний известного
иллюзиониста Михаила Куни. Хвастунов сообразил, каким бестселлером может стать
книга Вольфа Мессинга, и приступил к осаде телепата. После недельных уговоров
Вольф Григорьевич сдался. Был составлен договор, по которому восемьдесят
процентов гонорара должен был получить Хвастунов, Мессингу же доставалась
будущая всемирная слава. Михвас, как его называли в московских журналистских
кругах, заперся с телепатом на подмосковной даче и несколько дней пытался выжать
из Мессинга хоть какие-то мало-мальски сенсационные воспоминания.
Однако таковых не оказалось. Подлинная биография Вольфа Григорьевича никак не
соответствовала ходившим о нем легендам. Надо было изобрести телепату новое
блистательное прошлое. И Михвас постарался на славу. В фальшивых воспоминаниях
жизнь Мессинга наполнилась сногсшибательными встречами. <…> Чтобы придать
«воспоминаниям» вес, Михвас нашпиговал их псевдонаучными вставками из своих же
брошюр. Литературную стряпню Хвастунова стали печатать отдельными главами в
журналах «Смена», «Байкал», «Современник», а так же газетах «Литературная
Россия» и «Московский комсомолец». Популярный журнал «Наука и Религия»
опубликовал «воспоминания» в пяти больших отрывках.
(Михаил Васильевич Хвастунов был назначен зав. отделом науки в «Комсомольской правде»).
В 1955 году издательство «Советская Россия» объявило о том, что на следующий год
«воспоминания» Мессинга выйдут огромным тиражом. Однако этого не случилось.
Компетентными органами на книгу был наложен запрет. Больше всего этим был
огорчен Михвас – завидный гонорар уплыл из его рук.
Но история фальшивки неожиданно получала продолжение. В середине 1960-х годов в
США заговорили о том, что Советское правительство уделяет большое внимание
исследованиям в области парапсихологии, и в частности телепатии. Намекали на то,
что КГБ с ее помощью скоро научится читать мысли политических противников.
В 1967 году в Москву приехали две ученые дамы – Шейли Острендер и Линн Шредер.
Они надеялись выяснить, какими методами коммунисты проникли в
парапсихологические тайники. Особых тайн они не узнали, но в 1970 году в
издательстве «Бентем Бук» вышла их книга под названием: «ПСИ – научное
исследование и практическое использование сверхчувственных сил за железным
занавесом». Четвертая глава этой книги была целиком посвящена Мессингу. Она
называлась «Вольф Мессинг, медиум, с которым экспериментировал Сталин». Надо ли
говорить, что это был дословный перевод комикса Михваса из журнала «Наука и
Религия». От встречи с американками ясновидец отказался, но пытливые дамы ничуть
не усомнились в подлинности стряпни Хвастунова – Мессинга.
В конце 1970-х годов книга о феномене ПСИ была напечатана в Германии и пошла
гулять по свету, выдержав восемь тиражей. Таким образом, слава знаменитого
медиума перешагнула границы страны».
Конечно, всегда немного жаль расставаться с красивой сказкой, но, заметьте, я на
этом не настаиваю. Если кто-то из читателей считает, что все было так, как
закрепилось в канонических легендах о великом медиуме, пусть так и считает.
Повторюсь, серьезных исследований биографии Мессинга не было. По крайней мере, я
их не встретил. А вот версий и версификаций – сколько угодно. Я, например, читал
воспоминания, в которых всерьез передавался рассказ якобы самого Мессинга о том,
что это он убил Сталина, чтобы спасти советских евреев от готовящейся расправы.
Я думаю, что не стоит винить маэстро в придуманной биографии. Скорее всего, для
него эта парадная биография была рекламой, своеобразным театральным костюмом,
сценической маской, чем-то вроде громкого псевдонима на афише.
Думаю, стоит привести мнение о Мессинге Юрия Горного, профессионала, профессора
и академика, достаточно скептически относящегося ко многим современным медиумам.
Именно ему принадлежит следующее заявление:
«На протяжении 40 лет с момента проявления интереса к феноменологии человека мне
пришлось отследить массу сообщений о феноменах, которые широко известны в
экспериментальной психологии. При личном моем экспериментировании со многими
широко известными личностями я применял свой метод дискриминационного анализа, в
результате чего у большинства так называемых феноменов не обнаружилось
рекламируемых психофизиологических особенностей. Все это представлялось мне как
мистика, т. е. иллюзия, в которую уверовали как некоторые представители науки,
так и широкая зрительская аудитория».
А вот его же любопытный рассказ о том, как он «познакомился» с Мессингом:
«В 1966 году в октябре месяце я проверял телепатические способности Мессинга в
Семипалатинском мединституте. Приехав в этот город специально для проверки его
способностей, я решил познакомиться с маэстро. Он отказал мне в общении. Я был
вынужден обратиться к устроителям выступления, работникам местной филармонии,
чтобы попасть на публичное выступление. Им я представился их
коллегой-музыкантом, играющим в ансамбле. И они мне помогли. Такая моя
устремленность заинтересовала Мессинга, и он спросил у них, кто этот надоедливый молодой человек.
Они его информировали, представив меня как музыканта из соседней Барнаульской филармонии.
Во время выступления Мессинга я попросил студентов поучаствовать в сеансе, но с
моим заданием. Задание мое было разбито по сложности на три этапа. На первом
этапе Мессинг должен был продемонстрировать свои способности мышечной
чувствительности к идеомоторным актам участника эксперимента (зрителя). Второй
этап – показ своей способности логического мышления. И третий этап – это
телепатические способности определить образ, который был известен только мне.
Задание было таково по содержанию: спуститься в зрительный зал, остановиться у 3
ряда и топнуть ногой, пройти к 10 ряду и показать на люстру, в конце зала найти
портфель, извлечь из него книгу и раскрыть на с. 101. Там взять конверт и
определить находящийся в нем символ – голубь мира Пикассо и произнести фразу:
«Миру – мир». Как я и предполагал, Мессинг блестяще справился с первым этапом,
так как выполнял его с контактом рук. 2-й этап, где он продемонстрировал
искусство анализа, прошел удовлетворительно, а 3-й этап оказался абсолютно
невыполним для Мессинга, так как информация могла быть передана только в
материальной оболочке слова.
Впоследствии я продемонстрировал этим студентам ряд своих сложных этюдов. В
частности, определил спрятанную в здании иголку и задуманную в библиотеке книгу,
найдя ее, воткнул иголку в то слово, которое они задумали, проведя это без
зрительного контроля и контакта рук. Мы возвратились в зал и прошли на сцену,
где стоял Вольф Мессинг в окружении многочисленных поклонников. Увидев меня, он
произнес: «Молодой человек! Не надо этим увлекаться. Это дано от Бога.
Занимайтесь своим делом, и Вы будете великим музыкантом».
Тогда юные студенты не удержались и сказали ему, что я только что за пределами
этого зала показал этюд, который сложнее тех, что были в его программе. Это
вызвало дикий гнев как у самого Мессинга, так и у устроителей. Свои следующие
выступления он отменил».
Не стоит делать скоропалительных выводов. Юрий Горный, как настоящий
профессионал, честно оценил возможности Мессинга и отдал ему должное, как артисту:
«С Мессингом я был лично знаком и видел, как он работает. Вольф Григорьевич был
настроен на честную игру, не использовал никаких трюков и осуждал тех, кто
выдавал всякого рода фокусы за телепатию. Его программа всегда состояла из трех
частей: написать письмо и вручить загаданному адресату, два произвольных этюда с
выполнением мысленных заданий и поиск в зале спрятанной публикой авторучки. Все,
что касалось идеомоторики (неосознанных движений), Мессинг проделывал
великолепно. Как очень хороший психолог он выбирал из зала внушаемого человека,
брал его за руку и повторял: «Думайте о том, что я должен сделать!» Мысли
индуктора Вольф Григорьевич улавливал великолепно. Кроме того, у него была гениальная интуиция».
Лично мне по-человечески симпатичен этот человек – Вольф Мессинг, проживший
жизнь, освещенную театральными прожекторами. Он был одинок и умер в одиночестве.
Я ни в коем случае не считаю его лгуном – на сцене он не обманывал, он честно
отрабатывал свои номера. Просто нужно отделить настоящего человека, загнанного
войной в чужую страну, от легенды о нем.
А может быть, и не нужно…
Другие провидцы, святители, чудотворцы и блаженные в истории России
Феодосий Печерский
Петр и Феврония
Стефан Пермский
Кирилл Белозерский
Татаринова Екатерина
Макарий Оптинский
Иннокентий митрополит
Амвросий Оптинский
Варсонофий Оптинский
Хлебников Велимир
Вольф Мессинг
Главная ► История & Пророчества