История и Пророчества

Становление астрологии в странах арабского мира

VI – XIV столетия

К началу VI столетия хранителями астрологических традиций стали иудеи и арабы. Стимулом к занятиям астрологией для иудеев явились каббалистические теории в Талмуде, а также книги типа «Сефер Иецира» («Книга творения»), содержащие основные правила предсказания будущего.

В арабском мире халиф Аль-Мансур и, в особенности, его сын Гарун аль-Рашид, всемерно покровительствуя наукам и искусству, призвали в Багдад иудейских ученых для занятий математикой и астрономией. Рассматривая астрологию в качестве обязательного прикладного комплекса астрономии, все арабские и иудейские астрономы, известные в восточном халифате, одновременно были также астрологами. Из них заслуживают упоминания Саль бен Бишр-аль-Мэль (около 820 года), Раббан-аль-Таббан (IV век) и Массах Аллах Альбатегниус (IX век).

В 827 году под покровительством Алмеймона был переведен на арабский язык трактат Птолемея Megale Syntaxis. В Багдаде при халифе Гаруне-аль-Рашиде жил известный арабский астролог Альбумазар, чьи книги свидетельствуют о влиянии египетской и греческой астрологических традиций. Альбумазар пробовал решить вопрос, поставленный неоплатониками: о взаимодействии между свободой воли и предопределенностью в человеческой судьбе. Захват Испании сделал ее центром мусульманской культуры, и древние знания астрологии в Хв. опять вернулись в Европу, сопровождаемые арабской математикой, античной философией и медициной. Расчеты и таблицы Птолемея были уточнены.

На протяжении ряда столетий после утверждения ислама в арабском мире султаны проявляли большой интерес к познаниям покоренным народов. На арабский язык было переведено множество книг. Аль-Кинди (умер в 873 году) переводил Аристотеля, а также сам писал трактаты по философии, политике, математике, медицине, музыке, астрономии и астрологии. Абу Машар (умер в 886 году) проявлял интерес к самым разнообразным областям науки, а его оккультные сочинения оказали большое влияние на средневековых европейских магов более позднего периода.

"Князь лекарей" Авиценна (980 – 1037) исследовал тело и душу с намерением доказать, что чудес не бывает – что у всякого события есть своя естественная причина. Он писал об удивительных дарах природы, а также о болезнях и ядах, о влиянии разума на тело и о силе звезд и талисманов.

Потерпев поражение во Франции в 732 году, арабы отступили в Испанию и оставались там вплоть до XV века. Благодаря им Испания стала главным центром европейской учености. При испанском короле Альфонсе Мудром в XIII веке наука вышла на высочайший уровень, сравнимый разве что с положением дел в эпоху Ренессанса.
Астрологи и астрономы арабо-иудейского происхождения, следуя принципам (центилоквиям) Птолемея, засорили чистоту доктрины своего учителя мистикой талмудистов и тенденцией к фатализму, свойственных семитской расе.

До начала крестовых походов в Европе занятия астрологией почти не практиковались, однако с расширением контактов с Востоком и распространением идей Восточного мира западноевропейская астрология постепенно стала возвращать утраченные позиции. Наглядным примером астрологического мотива, сделавшегося неотъемлемой частью христианской доктрины, служит Евангельское повествование о Вифлеемской звезде, заставившей волхвов прийти поклониться Сыну человеческому.

Возрастающее влияние на христианские народы иудеев, считавших астрологическую практику неотъемлемой частью талмудистских и каббалистических обрядов, привело к одновременному росту престижа астрологии и падению престижа папской и императорской власти. По словам Анжело Катто, к концу Средневековья не было ни одного короля или владетельного сеньора, двор которых отличался бы отсутствием астролога. В частности, астрология процветала при дворе германского императора Фридриха II в Палермо, что в немалой степени было обусловлено достаточно близкими отношениями Фридриха со странами Востока. Михаель Скотт, придворный астролог Фридриха, был создателем первой в Западной Европе фундаментальной астрологической энциклопедии, хранящейся в рукописном отделе Мюнхенской библиотеки.

Астрология пользовалась также покровительством римских Пап. Так, Юлий II определял по звездам день, благоприятный для восшествия на папский престол, а Павел III – часы проведения консисторий. Лев X даже учредил астрологическую кафедру в Сапиенце – католическом университете в Риме. Аналогичные кафедры существовали в Болонье, Падуе, Париже.

Из наиболее прославившихся в Х веке астрологов следует упомянуть монаха Оливу, весьма сведущего в астрономии, и Лупитуса из Барселоны.
В XI столетии знаниями в области астрономии прославился Абрахам (Бен Хийя) из Барселоны (род. в 1070 году), за эрудицию прозванный Хаваси (князь). Ему принадлежит труд по мунданной астрологии «Sphaera mundi», изданный в Мюнстере только в 1546 году, а также трактаты «О планетах» и «Календари греков и римлян». В труде иудея Леви Барзити из Барселоны «Книга времен» рассмотрена связь времен года, знаков Зодиака и планет. XII век ознаменовался созданием Абрахамом Бен Меир Абен Незра по прозвищу «Хакам» (мудрый) (род. в 1119 году) труда по юдициальной астрологии на иврите, экземпляр которого, переведенный на каталонский язык, хранится в библиотеке Эскориала. Кроме того, Абен Незра участвовал также в астрологическом съезде 1186 года, провозгласившем конец света.

XIII век ознаменовался появлением в 1245 году дидактической поэмы об астрологии «Картина мира», принадлежащей Вальтеру Метцу. Поэма содержала главу, повествующую о достоинствах неба и звезд, служащую интереснейшим источником сведений об астрологической практике Средневековья. В частности, в ней можно найти обоснование того факта, что в 1179 году арабские, иудейские и христианские астрологи объявили о великой катастрофе, угрожающей концом света в сентябре 1186 году по случаю конъюнкции большинства планет.
В XIII столетии астрология пользовалась покровительством властей, в частности, Гвидо Бонати был официальным астрологом Флорентийской республики. Астрологией занимался также испанский король Альфонс Х Мудрый. В XIV веке своей эрудицией прославились каталонцы Арнольдо из Виллановы и Раймонд Луллий. Арнольдо из Виллановы также отличался знаниями в области астрологии. Его трактат «Nova exposito visionum quae fiunt in somnis» («Новое толкование снов») содержит обоснование влияния планет на человека. Однако Раймонд Луллий в своем труде «Древо знаний» предал астрологическую практику анафеме: «Да будут прокляты те, – сказал он, – кто боится Близнецов и Рака более, чем Бога».

Главная ► История & Пророчества